06/11/21

«Это артиллерийский шедевр!»: чем пушка Зис-3 так удивила Сталина

Казалось бы, если новое оружие по всем параметрам, включая технологичность изготовления и простоту эксплуатации, лучше предыдущего, то какие могут быть проблемы с приёмом его на вооружение? Но иногда нужно самое высокое вмешательство, чтобы судьба оружия состоялась

Не по заданию партии и правительства

Прошёл ровно месяц со дня нападения Гитлера на СССР, как на дворе завода имени Сталина, он же — завод No92 в городе Горьком стоял готовый образец новой 76,2 мм дивизионной пушки ЗиС-3. Её конструктор, Василий Грабин в книге «Оружие победы» вспоминал, что, представляя свою новую разработку, он упирал на то, что лафет использован от уже освоенной противотанковой ЗиС-2, а стоить новое орудие будет в три раза дешевле, чем уже выпускающаяся дивизионная пушка Ф-22 УСВ.

Показ проходил в Наркомате обороны, для заместителя наркома, долгое время возглавлявшего Главное артиллерийское управление РККА маршала Григория Кулика. Маршал решил проверить пушку в действии и до седьмого пота загонял расчёт, давая вводные на появление танков с самых неожиданных направлений. Но расчёт ловко и споро управлялся с пушкой и отразил все «атаки». Кулик остался доволен, но дал негативный отзыв.

Историки связывают это с тем, что Грабин не получал заказ от ГАУ или наркомата на разработку ЗиС-3 и сделал всю работу в инициативном порядке. Более того, в марте 1941 года Кулик заявил, что нет потребности в обновлении парка дивизионных пушек. Вот и сейчас он повторил свою позицию, сообщив Грабину: «Ваши пушки не нужны! Поезжайте на завод и давайте больше тех пушек, которые на производстве». И победно осмотрел всех присутствовавших при разговоре в его кабинете.

Артиллеристы, Сталин дал приказ!

Но Грабин был не из тех, кто сдаётся. И вело его не ущемлённое самолюбие, а понимание необходимости на фронте дивизионной пушки именно с параметрами ЗиС-3. Не до игры амбиций — война в разгаре! И не стоит обманываться быстротой создания орудия, как писал сам Василий Грабин, он шёл к этому шесть лет — всё время, как было создано и работало его КБ.

Грабин принимает решение выпускать ЗиС-3, благо, она собиралась как конструктор из деталей уже освоенных орудий, разве что дульный тормоз был полностью новый и ствол немного модифицированный.

Но долго так продолжаться не могло, тем более что Ставка требовала как можно больше орудий, а завод не мог увеличить выпуск — прежние пушки были трудоёмкие, а полностью заменить их не принятым на вооружение орудием — недолго и под расстрел угодить за вредительство и диверсию.

И Грабин решил зайти с козырей. У него сложились доверительные отношения со Сталиным, тот ранее обращался к Грабину напрямую за советами по артиллерийским вопросам. Грабин, воспользовавшись случаем, рассказал про новую пушку, просил посмотреть. Сталин нехотя согласился.

Показ состоялся 6 января 1941 года, в Кремле. Сталин пришёл не один, с ним были Молотов, Ворошилов, другие члены ГКО, маршалы и генералы, высокопоставленные сотрудники Наркоматов обороны и вооружения. Шли доклады о пушке, но сам Грабин лишь следил за тем, чтобы никто ничего не напутал. Сталин, по воспоминаниям конструктора, отделился от свиты, подошёл к ЗиС-3, внимательно осмотрел. После чего приказал начальнику артиллерии генерал-полковнику Николаю Воронову начать манипуляции с механизмами пушки. Папаха торчала над щитом. Сталин это заметил и, обратившись к Грабину, сказал, что жизни бойцов нужно беречь и стоит сделать щит повыше. Кто-то попытался подсказать, на что Сталин заявил, что конструктор сам всё знает.

ЗиС-3 вождю явно понравилась и на обсуждении показа он заявил, что орудие — артиллерийский шедевр, пушка нужна, но военные должны её испытать. Никто не стал докладывать вождю, что уже примерно тысяча орудий воюет на фронте. В феврале 1942 года ЗиС-3 принимают на вооружение, и она воюет до самой Победы, став самым массовым орудием Великой отечественной войны. Потом её сменила дивизионная пушка Д-44, калибра 85-мм. Но ЗиС-3 ещё добрый десяток лет поставлялась в государства Варшавского договора, Африки и Азии, пошедшие по социалистическому пути. Орудие воевало в Корее, Вьетнаме, Анголе, на Кубе, в Югославии и до сих пор пользуется популярностью в конфликтах низкой интенсивности.