Канадские археологи из Университета Торонто выдвинули новую теорию о причинах разрушения статуй одной из самых известных египетских цариц — Хатшепсут. Ранее считалось, что ее образы были уничтожены по приказу ее преемника Тутмоса III из-за мести и жажды политического реванша. Однако результаты нового исследования указывают на более сложные и культурно обоснованные причины этих разрушений.
Новые данные археологических раскопок
Исследователи проанализировали архивные материалы раскопок, проведенных в 1920-х годах в Дейр-эль-Бахри, где были найдены фрагменты статуй Хатшепсут. В ходе работы специалисты изучили неопубликованные полевые заметки и фотографии, что позволило получить более полное представление о состоянии найденных объектов. Оказалось, что многие статуи сохранили свои лица практически в идеальном состоянии, в то время как повреждения были сосредоточены в уязвимых местах, таких как шея, талия и колени.
Это открытие привело к выводу, что разрушения могли быть частью традиционного ритуала “дезактивации” статуй, который был распространен в Древнем Египте. Местные жители верили, что статуи и изображения правителей обладали магической силой, и их повреждение было необходимо для лишения этих объектов силы, тем самым предотвращая их влияние на живущих.
Практика ритуальной нейтрализации
Данное исследование подчеркивает, что акты разрушения статуй не всегда были проявлением вандализма или мести. Вместо этого, они могли быть частью ритуалов, направленных на нейтрализацию статуй умерших правителей. Подобные практики были задокументированы и в отношении других фараонов, что подтверждает существование глубоко укоренившихся традиций, связанных с почитанием мертвых и взаимодействием с их духами.
Влияние на восприятие Хатшепсут
Хатшепсут, правившая Египтом в период с 1479 по 1458 год до н.э., известна как одна из самых успешных и влиятельных женщин в истории Древнего Египта. Ее правление отмечено значительными завоеваниями и масштабными строительными проектами, включая знаменитый храм в Дейр-эль-Бахри, который стал архитектурным шедевром и символом ее власти. Теперь, благодаря новым исследованиям, мы можем пересмотреть восприятие ее наследия, понимая, что разрушение ее статуй не обязательно было проявлением ненависти или мести, а, возможно, частью ритуала, отражающего сложные отношения между властью, религией и культурными традициями Древнего Египта.

