Flickr

Юлиан Семенов: как знаменитый писатель участвовал в подпольных боксерских боях

Когда в 1973 году на экраны вышел фильм «17 мгновений весны», во время его показа в городах СССР пустели улицы. Журналист и писатель Юлиан Семенов, по роману которого был создан сценарий фильма, быстро стал одним из самых востребованных и модных авторов нашей страны. Огромным успехом пользовались фильмы «Майор Вихрь», «ТАСС уполномочен заявить», «Противостояние» и другие, снятые по его произведениям. В период перестройки вся страна зачитывалась газетой «Совершенно секретно», создателем и редактором которой тоже был Семенов. За его детективами в библиотеках были очереди, фильмы по его сценариям расхватали на цитаты. Однако, далеко не все знают, что в молодости Юлиану Семеновичу прочили карьеру спортсмена, он был прекрасным боксером и даже зарабатывал на жизнь участием в подпольных поединках.

Молодость писателя

Настоящая фамилия Юлиана Семеновича – Ляндрес. Он родился в Москве в 1931 году. Его отец, Семен Ляндрес, был видным советским издателем, другом и соратником Бухарина. В 1948 году Юлиан Ляндрес поступил в институт востоковедения. В период студенчества он сблизился с Евгением Примаковым. В институте Юлиан изучал языки пушту и дари, на которых говорят в Афганистане и других странах этого региона, и готовился к работе переводчика и журналиста-международника. Увлекался боксом. В 1952 году его отец был арестован за «пособничество троцкистскому диверсанту Бухарину».

Юлиана вынуждали отречься от отца, выступить с публичным осуждением его деятельности. Юлиан Семенович не только не согласился на это, но и, как мог, боролся за отца, писал письма в разные инстанции, отстаивая его невиновность.

Семья, до этого жившая в достатке, сразу стала испытывать материальные сложности. Юлиану пришлось подрабатывать, разгружая вагоны по ночам, чтобы помогать матери и иметь возможность носить отцу передачи в тюрьму. Из института его исключили, восстановиться удалось лишь после смерти Сталина.

Именно в этот тяжелый период Юлиан Семенович и начал выходить на ринг за деньги.

В обществе «Спартак»

Юлиан Ляндрес занимался боксом в спортивном обществе «Спартак» у знаменитого тренера Виталия Островерхова. Еще до войны Виталий Андреевич стал чемпионом Москвы среди юниоров. В 1941 году он ушел на фронт добровольцем. Вернулся с орденами и медалями, но … без руки. Разумеется, о продолжении спортивной карьеры нечего было и думать, и тогда Виталий Андреевич становится тренером и создает в Москве знаменитый боксерский клуб. Виталий Островерхов подготовил целый ряд прекрасных спортсменов, не раз отстаивавших спортивную честь СССР и становившихся победителями.

Юлиан был не единственным деятелем культуры, который тренировался у Островерхова. К нему в клуб некоторое время ходил и Владимир Высоцкий.

Юлиан делал успехи, тренер прочил ему хорошее спортивное будущее. Юлиан выбрал литературную, журналистскую деятельность. Однако, занятия боксом очень помогли ему в самое трудное для семьи время.

Подпольный бокс

Виталий Островерхов устраивал подпольные бои в своем клубе. В качестве зрителей там собиралась московская богема и другие любители «пощекотать нервы», ведь сама идея платных боев с тотализатором была глубоко «несоветской» и относилась к разряду запрещенных «западных» развлечений. Для воспитанников Островерхова это была не только отличная школа жесткого боя на ринге, но и возможность заработать. После каждого такого поединка спортсмены получали по тридцать рублей – очень недурные по тем временам деньги.

Будущий писатель Юлиан Семенов был среди тех бойцов, которых тренер допускал до этих поединков. Причина такого доверия проста: семья Юлиана испытывала материальные трудности и отчаянно нуждалась в деньгах. Именно таких парней тренер приглашал в свои «неофициальные программы».

Московский журналист Олег Фочкин в своей статье «Жизнь и мифы Юлиана Семенова» пишет о том, что платные бои далеко не всегда были честными. Когда будущему писателю говорили: «Юлик, вот этот парень должен победить, а ты пойдешь в нокаут», он преспокойно шел в нокаут. В одном из таких платных боев ему сломали нос. Но Юлиан только смеялся: «Ничего, что нос сломан, зато тридцатка в кармане!».

Дочь писателя, Ольга Семенова, рассказывала в одном из интервью, что для ее отца эти тренировки и жесткие бои были еще и возможностью преодолеть свой страх. Страх жил в семье Ляндресов с 30-х годов, с момента ареста Бухарина. Были ночи, когда мама и папа просто боялись лечь спать, ожидая, что за ними приедут на «черном воронке». Разумеется, Юлиан видел все это. И бокс стал для него способом преодолеть неуверенность и страх. Как говорит Ольга об отце: «Он потом, по-моему, вообще ничего не боялся».