Как справедливо заметил Алексей Кофанов, автор книги «Предвечный трибунал: убийство Советского Союза», биография Юрия Андропова очень запутана. Причем путаницу вносил и сам Генсек, излагая историю своей жизни в разных вариантах. Даже фамилию Андропов менял, как выяснилось, не единожды.
Либерман
Значительный вклад в исследование биографии Юрия Владимировича Андропова сделал журналист Марк Штейнберг. Именно на него ссылаются многие современные авторы, которые по той или иной причине рассматривают в своих работах детали биографии Генерального секретаря. Так, Александр Север в своей книге «10 мифов о КГБ» также приводит данные Штейнберга, по словам которого, при рождении Андропов должен был получить фамилию своего биологического отца, польского еврея Вэлва Либермана, служившего телеграфистом на станции Нагутская и умершего в 1919 году от тифа.
После кончины Либермана мать Андропова, которую, как указывает в своей книге «Россия: вчера, сегодня, завтра» В.С. Белых, звали Геня (или Евгения) Файнштейн (по другим данным Флекенштейн), переехала в Моздок. Это был 1922 год. К тому моменту Файнштейн успела снова выйти замуж за помощника машиниста паровоза Виктора Федорова и родить от него дочь Валентину. Правда, в Моздоке оба супруга занимались исключительно учительской деятельностью: Евгения Карловна преподавала музыку, а ее муж работал инструктором в фабрично-заводской школе.
Федоров
В этой же фабрично-заводской школе, если верить Александру Колпакиди, автору книги «Щит и меч. Руководители органов госбезопасности», учился и Юрий Андропов. Впрочем, тогда он носил другую фамилию. Как утверждает А. Панов в издании «Большой космический обман США», благодаря отчиму, тому самому бывшему помощнику машиниста, ставшему в Моздоке инструктором, в школьные годы Андропов был Федоровым. Да и звали его тогда не Юрием, а Григорием. Как именно и на каком этапе Григорий стал Юрием, так и осталось неизвестным.
Остались тайной и обстоятельства, при которых Андропов окончательно определился с фамилией. Однако мы точно знаем, что в 1931 году, когда будущий председатель КГБ окончил семилетку, в его документах значилось: Григорий Владимирович Андропов-Федоров. По крайней мере именно такие сведения можно почерпнуть из книги Олега Фочкина «Москва. Лица улиц. Продолжение легенд». Впоследствии вторая часть фамилии Генсека бесследно исчезла.
Андропов
Согласно данным, приведенным в книге Сергея Честопруда «Юрий Андропов: тайны председателя КГБ», Андропов – это фамилия другого отчима Генсека. Да и она, как выяснилось, ненастоящая. Дело в том что, по сообщению бывшего первого секретаря Краснодарского крайкома КПСС С.Ф. Медунова, очередной муж Гени Файнштейн в действительности был греческим евреем и изначально носил фамилию Андрополус. Потом он уже переделал ее на русский лад. Эту версию упоминает в книге «Самые секретные родственники» и историк Николай Зенькович.
Как отмечают авторы издания «Черная книга имен, которым не место на карте России», цель, ради которой Юрию Андропову понадобилось менять фамилию и даже имя, неясна и по сей день. Впрочем, Анастасия Игнашева, автор книги «СССР. Погибшая Атлантида», никакой загадки здесь не видит. Она считает, что то была попытка скрыть свои еврейские корни с целью продвижения вверх по служебной лестнице. Андропов действительно до конца дней не признавал того, что его мать - еврейка по национальности, он твердил, что она была лишь приемной дочерью Карла Флекенштейна.
В советское время с фамилией Либерман было весьма затруднительно попасть в класс номенклатуры. Не Андропов заслуживает порицания за желание скрыть свои еврейские корни, а та политическая система, в которой люди, желающие сделать карьеру, были вынуждены это делать.