Юрий Айзеншпис известен, как продюсер Виктора Цоя и группы «Кино». Это он на взятые в кредит деньги выпустил последний «Черный альбом» и, надо думать, не пожалел о затратах. Айзеншпис открыл путь на большую сцену группам «Технология» и «Моральный кодекс». Он сотрудничал с Линдой, Владом Сташевским и Катей Лель. А последним его проектом стал Дима Билан…
При этом, как рассказывают, во многих проектах ему помогали известные криминальные авторитеты. Айзеншписа они уважали — по всем понятиям.
Два срока
Свою продюсерскую деятельность Юрий Айзеншпис начал в неполные 20 лет. В 1965 году он стал администратором первой советской рок-группы (тогда говорили — бит-группы) «Сокол». Параллельно ушлый парень спекулировал иностранными пластинками, музыкальной аппаратурой, меховыми изделиями. На том и погорел — в 1970 году он получил десять лет тюрьмы за валютные операции и контрабанду.
Правда, срок полностью Юрий не отсидел — вышел по УДО в 1977 году за примерное поведение и активную трудовую деятельность. Но на свободе пробыл не так долго — уже в 1980 Айзеншпис выхватил еще семь лет за махинации с фальшивыми долларами. Окончательно освободился он в 1987 году и, рассказывают, коррупционным путем позже добился того, что все обвинения с него были сняты.
Жизнь блатная
Годы тюрьмы не стали для Айзеншписа годами лишений. По собственным же воспоминаниям, за решеткой жил он не хуже, чем на свободе. При этом числился в «передовиках производства». Естественно фиктивно — за взятку, присланную родителями с воли, бригадир включал Юрия в списки трудящихся и даже перевыполняющих план. И Айзеншпис действительно «трудился» — но в совершенно ином плане.
Через вольнонаемных он организовал доставку контрабанды в тюрьму. Так что вся последующая его жизнь была настоящим шоколадом. Да и зоновское начальство «трудягу» заметило и назначило инженером. Айзеншпис получил отдельный кабинет, зарплату в 120 рублей и ряд привилегий — большую свободу и улучшенное питание.
А вот выйдя на свободу, Айзеншпис, которому было уже за 40, внезапно ощутил себя не в своей тарелке. Наработанные в тюрьме схемы здесь «не канали», а отправляться опять за решетку — не хотелось. Тогда он и решил вернуться к продюсерской деятельности. И очень кстати ему тогда подвернулся Виктор Цой. Впрочем, это, как говорится, уже другая история…