07/11/25

Юрий Гагарин: был ли он православным христианином

Фраза «Гагарин в космос летал, Бога не видел», приписываемая Никите Хрущеву, стала на долгие годы официальной точкой зрения на отношение первого космонавта к религии. На самом деле, за этим пропагандистским штампом скрывается гораздо более сложное и неоднозначное отношение Юрия Гагарина к религии.

Визит в Троице-Сергиеву Лавру

В 1964 году, в день своего 30-летия, Юрий Гагарин вместе с друзьями-летчиками посетил Троице-Сергиеву Лавру. По воспоминаниям его друга, полковника Валентина Петрова, это был не протокольный визит, а осознанный личный выбор. Гагарин, которого сразу узнали паломники, первым делом пожелал **поклониться мощам преподобного Сергия Радонежского. Позже в беседе с наместником монастыря космонавт задавал вопросы, которые, по словам Петрова, свидетельствовали о его «немаленьких познаниях в православии».

По воспоминаниям, особое впечатление на Гагарина произвел макет храма Христа Спасителя в церковно-археологическом кабинете. Он с недоумением и сожалением отреагировал на то, что на месте величественного памятника героям 1812 года был построен бассейн.

Этот визит, совершенный в разгар хрущевских гонений на церковь, красноречиво говорит о личной смелости Гагарина и его искреннем интересе.

Семья и военное детство

Истинный интерес Гагарина к вере вполне можно объяснить его происхождением и жизненным опыт. Ведь он родился и вырос в глубоко верующей крестьянской семье и безусловно был крещен в младенчестве. Валентин Петров вспоминал, как Гагарин однажды, размышляя вслух, цитировал слова из молитвы «Отче наш»: «Ты вдумайся, какие слова: "иже еси на небесех"».

Полтора года оккупации его родной деревни немецкими войсками стали суровым испытанием. Наверняка, в такие моменты он не раз видел свою мать, молящуюся перед иконами. Подобные детали навсегда остаются в памяти ребенка.

Выступление на пленуме ЦК

Личная позиция Гагарина относительно веры наиболее ярко проявилась в 1965 году на пленуме ЦК по вопросам воспитания молодежи. Выступая перед партийной элитой, он публично поднял вопрос о восстановлении разрушенных историко-патриотических памятников: «В Москве была снята и не восстановлена Триумфальная арка 1812 года, а также разрушен храм Христа Спасителя, построенный на деньги, собранные по всей стране, в честь победы над Наполеоном. Неужели название этого памятника затмило его патриотическую сущность?»

Реакция президиума, по свидетельствам присутствующих, была шоковой. Однако тогдашний генсек Леонид Брежнев занял сдержанную позицию, заметив: «Что вы накинулись на Гагарина? Он русский человек, хочет восстановить памятники своего народа».

Верующий или нет

Сложно однозначно назвать Гагарина воцерковленным верующим в условиях тотального государственного атеизма. Однако можно с уверенностью утверждать, что он был плотью от плоти своего народа, для которого православие стало неотъемлемой частью истории и культуры. Его протест против сноса храма Христа Спасителя был протестом против уничтожения национальной памяти. К тому же, как летчик-испытатель и первопроходец космоса, он постоянно находился лицом к лицу со смертельным риском. В таких профессиях редко встречаются убежденные атеисты.