На самом деле Юрий Гагарин в пору учебы в училище летчиков вовсе не был отличником. По крайней мере, в практической части у Гагарина были большие проблемы. Он совершал одни и те же ошибки раз за разом. Это обстоятельство стало причиной того, что будущего космонавта даже хотели отчислить.
Троечник
Роль инструкторов, у которых Юрий Алексеевич Гагарин перенимал опыт во время учебы в Оренбургском авиационном училище летчиков имени Ворошилова, в дальнейшей судьбе космонавта трудно переоценить. Тем более, что Гагарину на самом деле далеко не все давалось легко. Руководитель училища Иван Полшков писал, что Юрий Алексеевич учился на «отлично» исключительно по теоретическим дисциплинам. С практикой же у тогда еще будущего покорителя космоса были проблемы.
Так, в сборнике документов «Космос» (составители: Анатолий Чернобаев и Татьяна Головкина) указано, что Юрий Гагарин вместе с еще двумя курсантами, Захаровым и Дорониным, обучался полетам на МиГ-15 у инструктора Анатолия Колосова. Даже после того, как Захаров и Доронин уже летали самостоятельно, Гагарин все еще не был допущен к подобным полетам. Юрий Алексеевич все время получал «3», однако для того, чтобы ему разрешили управлять самолетом, требовалась оценка «4» или «5».
Риск отчисления
Юрий Гагарин совершал одну и ту же ошибку – высокое выравнивание профиля посадки. Некоторые, в том числе Иван Полшков, считали, что во всем был виноват низкий рост Гагарина, который составлял всего 162 сантиметра. Из-за этого он якобы плохо видел землю и неверно определял высоту, заходя на посадку. Однако другие уверены в том, что Юрию Алексеевичу просто недоставало опыта. Данную версию подтверждает тот факт, что впоследствии Гагарин все-таки пришел к успеху.
Между тем в период учебы посадка действительно была слабым местом Гагарина. Как не справившегося его даже хотели отчислить из училища и отстранили от полетов. Но за своего подопечного вступился Анатолий Колосов. Полшков дал Гагарину шанс, но при условии, что Колосову будут помогать другие, более опытные инструкторы. К обучению Гагарина подключился заместитель Полшкова Григорий Серков. Именно благодаря Серкову Юрий Алексеевич был допущен к самостоятельным полетам на МиГ.
Повторяющаяся ошибка
Затем Юрий Гагарин и другие курсанты были переданы в руки инструктора Ядкара Акбулатова, который должен был обучить их высшему пилотажу и основам воздушного боя. По словам Акбулатова, которые приведены в издании Антона Первушина «Юрий Гагарин», программу Гагарин «усваивал неровно, средне». Он по-прежнему получал «тройки». Мало того, как утверждал Акбулатов, Гагарин продолжал допускать такие же ошибки в технике пилотирования, которые были при Колосове.
Инструкторы замечали, что Гагарин слишком эмоционален и импульсивен, но в отличие от некоторых курсантов он не боялся летать вообще. Например, когда Серков велел Юрию сесть в самолет, тот буквально побежал к машине. Горячностью Гагарина можно объяснить и его ошибки при посадке. Дело в том, что выравнивать самолет необходимо на определенной высоте. Юрий Алексеевич же начинал делать это на большей высоте, чем требуется. Он будто все время торопился куда-то.