Знаменитая гостиница «Ленинградская», расположенная на Комсомольской площади столицы, является одной из самых низких Сталинских высоток. Однако внутреннее роскошное убранство отеля настолько поражало советских граждан, что те, если верить Павлу Глобе и Ольге Шиловой, авторам книги «Москва мистическая», укладывались спать на полу, боясь запачкать мебель. Неудивительно, что архитекторы получили за свой шедевр премию. Правда, после смерти Сталина их этой награды лишили.
Не гостиница, а дворец
Если верить авторам издания «Вся Москва от А до Я» Сергею Шокареву и Михаилу Вострышеву, строительство столичной гостиницы «Ленинградская» длилось в период с 1949 по 1952 годы. Спроектировали «Ленинградскую» известные архитекторы Леонид Михайлович Поляков и Александр Борисович Борецкий. Согласно их замыслам, внешний облик здания должен был напоминать классические образцы московской архитектуры XVIII века, то есть так называемого «московского барокко». В отделке фасадов гостиницы решено было использовать белую керамическую плитку и красную глазурованную керамику. А ребра и эмблему восьмигранного шпиля покрыли позолотой.
Однако гораздо большее впечатление на гостей столицы производили интерьеры гостиницы «Ленинградской»: настоящий дворец с бронзовыми решетками на входе, рельеф с изображением святого Георгия Победоносца в вестибюле, расписные, лепные и резные потолки, бронзовые львы и люстры, мебель из ценных пород дерева. К слову, 2 бронзовые люстры «Ленинградской» были занесены в книгу рекордов Гиннеса. В 17-этажном здании общей площадью 25 тысяч квадратных метров разместились более 300 номеров различных категорий.
Лишение авторов Сталинской премии
За свой поистине грандиозный проект Леонид Поляков и Александр Борецкий получили почетную Сталинскую премию второй степени. Впрочем, вскоре Сталин ушел из жизни, и с его высотками решено было покончить. Резолюции Всесоюзного совещания по строительству, состоявшегося в ноябре 1954 года, ничего хорошего создателям высоток не сулили. Но самое страшное, что, как выразился Алексей Кофанов, автор книги «Предвечный трибунал: убийство Советского Союза», в дело вмешался абсолютно некомпетентный в этом вопросе Никита Хрущев. Генсек попросту разогнал Академию архитектуры СССР, а заодно лишил Сталинских премий и авторов гостиницы «Ленинградская».
Понятно, что для такого решение необходимо было обоснование, и советские власти его нашли. 10 ноября 1955 года в газете «Правда» было опубликовано Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», одно из самых позорных мест в котором досталось гостинице. В Постановлении говорилось: «Крупные излишества были допущены при проектировании и строительстве высотных зданий. Так, например, на строительство гостиницы «Ленинградская» на 354 номера затрачено столько же средств, сколько понадобилось бы на строительство экономично спроектированной гостиницы на 1000 номеров». И действительно, как утверждает Дмитрий Хмельницкий в своей книге «Архитектура Сталина. Психология и стиль», 1 квадратный метр «Ленинградской» обошелся государству в 21 тысячу, а с оборудованием – в 31 тысячу рублей.
Дальнейшая судьбы архитекторов
Своим Постановлением Никита Хрущев сломал, по крайней мере, жизнь одного архитектора. Как пишет Андрей Жданов в своем издании «Метрополитен Петербурга», Полякова не только лишили Сталинской премии, но и освободили от должности руководителя Архитектурной мастерской института «Моспроект». Квартиру тоже отобрали. Только в 1958 году Леониду Михайловичу удалось устроиться преподавателем в художественно-промышленное училище (ныне академия имени Строганова). После того, как Хрущев наконец покинул свой пост, к Полякову снова стали поступать предложения, но он всегда от них отказывался, говорил, что, мол, и рад бы, да «зубов у белки нет». А вот Александр Борецкий, как утверждает Марина Прозорова, автор книги «Все проходит...», на все неприятности плевал. К тому же, жилплощадь ему, в отличие от Полякова, оставили.
Обоснованная критика?
Впрочем, стоит признать, что некоторые современные специалисты считают, что советские архитекторы действительно кое-где дали маху. Например, автор книги «Проспекты советской Москвы», Алексей Рогачев пишет о том, что в своем стремлении добиться роскошества в интерьерах Поляков и Борецкий зашли слишком далеко, благодаря чему и выскочили за грань хорошего вкуса. По мнению Рогачева, удивительно не то, что архитекторов лишили Сталинской премии, а то, как они ее вообще смогли получить. «Видимо, «за компанию» — пишет Рогачев. Дело в том, что в то время высотки преподносились, как огромное достижение в строительстве столицы, и все их авторы должны были быть награждены в обязательном порядке.