03/08/19

За что в ГДР расстреляли 40 советских солдат в 1953 году

Смерть Сталина спровоцировала потрясения в восточноевропейских странах «народной демократии». Протестные настроения против власти коммунистов местами вылились в открытые выступления. Долгое время советским гражданам почти ничего не было известно о событиях 17 июня 1953 года в ГДР, которые в официальной историографии этой страны назывались «фашистским путчем». Одной из нераскрытых тайн июньского бунта остается расстрел десятков советских солдат, которые якобы отказались стрелять в восставших.

«Мармеладный бунт»: краткая хроника

По одной из версий, поводом для недовольства восточных немцев стал рост цен на продукты питания, в том числе на мармелад – традиционный завтрак в Германии. На фоне повышения норм выработки и продолжительности рабочего дня это означало, что занятые построением социализма ГДРовцы будут больше работать, но меньше потреблять.

Выступления продолжались с 17 по 23 июня. К забастовавшим рабочим Восточного Берлина присоединились жители других городов страны – по современным оценкам, от 400 тыс. до 1,4 млн человек. Собравшиеся у Дома министерств немцы требовали, чтобы власти ГДР вступили с ними в переговоры. Повсеместно звучали лозунги о проведении свободных выборов и о присоединении к Западной Германии. Не побоявшийся выйти к демонстрантам министр промышленности Фриц Зельбман уверял, что повышение нормы выработки отменяется – но толпу это уже не могло утихомирить. В некоторых городах протестующие захватили радиостанции и редакции газет, чтобы передавать антиправительственные сообщения. В итоге советской оккупационной администрации пришлось вывести на улицы танки и разгонять народ пулями. В подавлении бунта участвовало 20 тыс. советских военных, операцией руководил лично прибывший в Берлин шеф НКВД, Лаврентий Берия. Всего погибло 55 демонстрантов, еще 20 смертей не были подтверждены.

Расстрелы советских солдат

Согласно распространившейся через некоторое время на Западе информации, 28 июня на поляне близ коммуны Бидериц советские солдаты расстреляли 18 своих сослуживцев из 73-го стрелкового полка. Вина казненных заключалась в том, что они не подчинились приказам командования и отказались стрелять в демонстрантов. Среди лиц, приговоренных трибуналом к высшей мере, назывались имена сержанта Николая Тюлякова, ефрейтора Александра Щербины и рядового Василия Дятковского. Местом еще одной казни стала скотобойня в берлинском районе Фридрихсхайн – здесь было расстреляно 23 советских военнослужащих. Эти сведения приводились в листовке русской эмигрантской политической организации «Народно-трудовой союз» (издававшей небезызвестный еженедельник «Посев»). О подробностях расстрелов стало известно со слов офицеров-перебежчиков, в том числе майора Леонида Роньшина.

«Сводная команда автоматчиков 17 июня была сформирована из военнослужащих различных частей дивизии, в состав которой входит 73-й стрелковый полк, и направлена на подавление восстания немецких рабочих в Магдебург-Нейштадте, где начался штурм тюрьмы. Солдаты сводной части отказались стрелять в безоружных людей и дали возможность рабочим освободить заключенных», — так в листовке описывалась причина казни.

Память о расстрелянных русских солдатах, как своего рода «мучениках гуманизма», была увековечена. В 1954 году в Западном Берлине на Потсдамер-шоссе эмигранты установили каменный обелиск в форме пирамиды. Надпись на нем прославляет «русских солдат и офицеров, которые отказались стрелять в борцов за свободу». В 1994 году в Магдебурге немцы нашли братскую могилу с останками 32 человек – считается, что это могли быть те самые советские солдаты. В пользу этой версии свидетельствует сохранившаяся в полостях черепов пыльца растений, цветущих в июне.

По мнению части российских историков, расстрел военнослужащих оккупационного контингента – не более, чем легенда, сфабрикованная антисоветскими политическими силами. Другие исследователи не столь категоричны – по их мнению, ответить на вопрос, проводилась казнь или нет, можно будет только после открытия архивов.