Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) стал первым исправительно-трудовым лагерем в Советском Союзе. За 10 лет существования в нём успели побывать десятки тысяч человек. В 1933 году его официально ликвидировали, но вплоть до 1939 года на территории продолжило действовать аналогичное учреждение – Соловецкая тюрьма особого назначения, или СТОН.
Был СЛОН, а стал СТОН
Тюрьма для особых узников действовала при Соловецком монастыре аж с XVI века. В ней отбывали наказание касимовский хан Симеон Бекбулатович, автор трактата о событиях Смутного времени Авраамий (Палицын), двоюродный дядя Александра Пушкина Павел Ганнибал и многие другие исторические личности.
Монастырская тюрьма перестала существовать в 1883 году, но советская власть решила возродить её, и уже в 1923 году Соловецкий лагерь особого назначения пополнился уголовниками из архангельских тюрем.
На момент ликвидации в лагере числилось почти 20 тысяч заключённых. Большую часть после расформирования перевели в другие места, но около полутора тысяч узников всё же остались на Соловках – в тюрьме СТОН.
Лагерь и его обитатели
Место, за века заслужившее дурную славу, большевики решили не перепрофилировать. Так, в 1938 году между Биосадским и Варяжским озёрами появилось новое трёхэтажное здание исправительного учреждения, но по прямому назначению оно так и не использовалось. Вскоре строение передали военным: камеры переоборудовали под казармы и склады. Также на Соловках действовали мужской и женский штрафные изоляторы: на Секирной горе и на Большом Заяцком острове.
После смены названия для обитателей лагеря практически ничего не изменилось. Людей, совершивших преступления (в основном это были контрреволюционеры и «шпана», то есть обычные уголовники), заставляли вставать на путь истинный с помощью трудотерапии и регулярных побоев. Стоит отметить, что 1925 года на Соловках отбывали наказание и политзаключённые, но после голодовки их этапировали в другое место.
Контрреволюционеры, или «каэры», были осуждены по статьям за измену Родине, шпионаж, подрыв промышленности. В прошлом заключённые являлись представителями интеллигенции, буржуазии, царскими офицерами. Им компанию составляли крестьяне, оказавшие сопротивление коллективизации, рабочие и инженеры, занимающиеся вредительством на производствах.
К обычным уголовникам относились нищие, проститутки и малолетние преступники, которые промышляли в Москве и Ленинграде.