Штрафные роты и штрафные батальоны — одна из наиболее обросших мифами и откровенными домыслами тем, связанных с Великой Отечественной войной. Дело в том, видимо, что информацию о штрафных частях люди черпают, в основном, не из серьезных исследований (которых мало), а из книг и фильмов о войне. А это не всегда надежный источник.
Как появились штрафные части?
Штрафные части появились в Красной армии в 1942 году, их формирование началось одновременно с появлением приказа Сталина No227, известного под названием «Ни шагу назад!». Это был самый тяжелый год войны. Было отбито наше наступление на Харьков, немцы рвались к Волге и Северному Кавказу, заняли Ростов-на-Дону, Воронеж, Крым. В этой ситуации многие бойцы дрогнули, участились случаи бегства с поля боя, в частях ходили панические разговоры и ослабла дисциплина. Ситуацию нужно было менять в корне.
Командование обратилось к опыту штрафных частей, хорошо знакомому еще с Первой мировой и Гражданской. Активно использовали штрафные части и немцы. Об этом прямо говорится в приказе No227: «После своего зимнего отступления под напором Красной армии, ... немцы для восстановления дисциплины приняли некоторые суровые меры, приведшие к неплохим результатам. Они сформировали 100 штрафных рот ... около десятка штрафных батальонов... Как известно, эти меры возымели свое действие, и теперь немецкие войска дерутся лучше, чем они дрались зимой».
Были части штрафников и в армиях других стран, принимавших участие во Второй мировой войне.
Следуя общемировой практике, советское командование принимает решение о формировании на каждом фронте до 3-х штрафных батальонов (численность – 800 человек), и в каждой армии – 5-10 штрафных рот (150-200 человек). Бойцам и офицерам, совершившим тяжкие проступки и преступления, давалась возможность искупить свою вину кровью.
Штрафников бросали на самые напряженные участки и сражались они храбро, но преувеличивать роль в Победе именно штрафных частей все же не следует. Статистика говорит, что за всю войну через штрафные части прошли около 430 тысяч человек, что составляет не более 1,24% от общей численности личного состава РККА.
Что такое штрафной батальон и чем он отличается от штрафной роты?
В штрафные батальоны направляли офицеров, совершивших тяжкие проступки и преступления. В штрафных ротах искупали свою вину рядовые бойцы и младший комсостав. Командовали и штрафбатами и штрафротами «обычные», не провинившиеся офицеры.
Оказаться в штрафниках можно было за трусость, дезертирство, самострелы, а также за нарушение дисциплины, пьянство, драки. На войне люди остаются людьми, и вполне могут совершить преступление, которое в мирное время карается в соответствии с уголовным кодексом, например, убийство. Случались и кражи, растраты казенного имущества – за это особенно часто попадались интенданты. Если «на гражданке» за преступление «светило» 10 лет, то на войне человек получал 3 месяца штрафной роты или батальона. За более легкие проступки – 1 или 2 месяца. Больше этого срока в штрафбатах и штрафротах не служили. Или погибали или возвращались в свои части.
Уголовников среди штрафников было совсем не так много, как принято думать. Действительно, некоторым зекам, находившимся в местах лишения свободы, давали шанс искупить свою вину перед обществом на фронте, но эту возможность надо было еще заслужить, предоставлялась она далеко не всем.
Покинуть ряды штрафников можно было и досрочно – по тяжелому ранению, это называлось «искупить кровью», или совершив подвиг. За подвиги награждали также, как и всех остальных солдат и офицеров – медалями и орденами. Ветеран войны генерал-майор А.В. Пыльцин, командовавший штрафным батальоном, рассказывал о таком курьезе в связи с наградами. Совершив геройский подвиг, за который их могли представить к награде, многие разжалованные офицеры просили: «Только не орден Славы, лучше медаль!». Этим орденом награждали солдат и сержантов, и офицеры носить его стеснялись: сразу будет понятно, что воевал в штрафниках.
Правда ли, что штрафники не кричали «Ура!»?
Среди других легенд, гуляющих о штрафниках, эта – одна из самых популярных. Вроде бы, бойцы штрафбатов и штрафрот не имели права кричать «Ура!», а тем более «За Сталина!», чтобы не осквернить таким образом священные для советских людей боевые кличи.
Видимо, это не более, чем байка. Кричать «Ура!» штрафникам никто не запрещал. Но участники событий вспоминают, что штрафники криков «За Сталина» и «Ура!» не любили, реагируя таким образом на усиленную воспитательную работу, которая велась в штрафных частях. В бой они чаще всего шли, выкрикивая отборную ругань («Мат Иванович», как говаривал известный актер, участник войны Е.Я. Весник). Сохранились воспоминания бывшего штрафника, что в его батальоне бойцы кричали: «За Родину! Заставили!», и очень гордились этим каламбуром.
И, наконец, есть известный фильм о штрафниках «Гу-га!», снятый в 1989 году по одноименной повести писателя-фронтовика М.Д. Симашко. В книге штрафники, засевшие на болоте, доводят немцев до обморочного ужаса ночными выкриками «Гу-га!», а затем с этими же возгласами идут в атаку.
«В третий и в четвертый раз начинаем мы:
— Гу-га, гу-га, гу-га!
... — Ну, теперь знают, кто здесь, — говорит удовлетворенно Даньковец, обтирая тряпкой штаны и бушлат. — От Белого и до Черного моря они этот знак понимают, что штрафная тут!».
Бытовало среди бойцов и выражение «взять на гу-га!» — то есть, напугать и застать врасплох.
Морис Симашко сам воевал в штрафбате, поэтому его свидетельство заслуживает доверия.
Тем не менее «Гу-га!» — это все же, не замена «Ура!», а элемент психической атаки, один из методов устрашения.