Согласно исследованию, опубликованному в журнале Nature, анализы ДНК показали, что более 100 мальчиков были принесены в жертву и похоронены в доколумбовом городе майя Чичен-Ица в Мексике. Жертвам было от трех до шести лет.
Останки были найдены в 1967 году археологами в чултуне — подземном резервуаре, использовавшемся для сбора воды, в том числе дождевой. Члены экспедиции обнаружили, что все жертвы были мужчинами и были принесены в жертву между началом VII и серединой XII веков.
Генетики пришли к выводу, что четверть мальчиков были близкими родственниками. В братской могиле также были найдены останки двух пар близнецов.
Тайна смерти детей
По мнению ведущего автора статьи Родриго Баркера из Института эволюционной антропологии Макса Планка в Германии, тесные взаимоотношения людей могут означать, что «только определенные семьи имели доступ к этой гробнице и что не все могли поместить туда своих детей — это это была большая честь».
Следователи пока не установили, как погибли дети.
- При осмотре костей мы не обнаружили никаких признаков травм, поэтому их не бросали в камеру, - рассказал Баркера, добавив, что дальнейший анализ может помочь определить, были ли они отравлены.
Учёных удивляет тот факт, что подобные захоронения майя чаще всего содержали останки либо только молодых женщин, либо женщин и мужчин. Так было с гробницей под названием Священный сенот, также расположенной в Чичен-Ице. Принесение подобных жертвоприношений было связано с просьбами о плодородии.
Принесены в жертву ради хорошего урожая?
По мнению Баркера, в случае захоронения мальчиков это может означать, что богам делались подношения с просьбой о лучшем урожае или о дожде. Он не исключает, что это был еще и памятник в честь героев-близнецов, которые, по верованиям майя, должны были отправиться в подземный мир, чтобы отомстить за отца.
Авторы исследования также сравнили ДНК жертв с ДНК современных мексиканцев, проживающих на полуострове Юкатан и в районе Чичен-Ицы. Они отметили, что ныне живущее население имеет более высокую распространенность генов, связанных с устойчивостью к Salmonella enterica, чем умершие дети. Это для подтверждения гипотезы о том, что эпидемии, произошедшие в колониальный период, способствовали увеличению количества этих генов в популяции, - пишут ученые в статье.