В конце декабря 1929 года Иосиф Сталин заявил о том, что кулачество должно быть искоренено как класс. Мы знаем историю отца Павлика Морозова и другие случаи «раскулачивания», но чем «кулак» отличался от соседа?
До седьмого пота
Крестьянское сознание основывалось на простом понятии: нажить добро можно только честным трудом. Причем трудом не абы каким, а физически очень тяжелым. Именно к такому труду относились работы на земле: пахота, сенокос, сборка урожая. А вот торговля, по убеждению крестьян, была трудом не совсем честным, недаром в народе говорили «не обманешь – не продашь». Прозвище «кулак» получали те крестьяне, которые, по мнению большинства, имели нетрудовой доход, то есть нажили богатство скупкой и ростовщичеством. Кстати, офени тоже называли перекупщиков-ростовщиков кулаками.
Крепкий хозяин
Чуть позже кулаками стали называть хватких и хитроватых людей, которых бог наградил холодным и расчетливым умом. Возможно, люди эти были не слишком приятные, но и не абсолютные мерзавцы – это уж точно. Многие из них трудились на своей земле не меньше, а, порой, и больше, чем наемные работники. Да и работа на кулака позволяла некоторым батракам просто-напросто выживать.
Причины бедности могли быть разными: непутевость, болезнь, долги, но в любом случае это была пропасть, из которой выбраться было практически невозможно. А еще острый ум и деловая хватка помогали кулакам приспосабливаться к новым правилам игры, которые предложил, например, НЭП. Про таких говорили: «Крепкий хозяин!»
Мироед
Жизнь общиной, «всем миром» вселяла в крестьян уверенность в завтрашнем дне. Односельчане не бросят, случись какая беда, полагаясь на общее чувство коллективизма: сегодня я – тебе, завтра ты – мне. Тех, кто пытался нарушить привычный порядок, называли «кулаками» или «мироедами». Владимир Даль указывает на несколько значений слова «мироед»: то это «тунеядец, шатающийся без дела, живущий за счет мира, общества», то это «делец-пройдоха, ходатай за мир, обирающий крестьян и постоянно подстрекающий их к различным тяжбам».
Враги народа
Еще одним «разрушителем» установленного на селе порядка стали большевики. Продразверстка и «борьба за хлеб» должны были решить не только продовольственную проблему, но и разрушить старые связи и устои – выполнить пропагандистскую, «воспитательную» задачу. Кулаки, середняки и бедняки декретом об уничтожении сословий и гражданских чинов 1917 года были поделены на две категории: тех, кто имел права, и бесправных лишенцев (последние, кстати, полностью лишались гражданских прав). В категорию лишенцев попали те, что прибегал к наемному труду для получения прибыли, в том числе крестьяне, которые нанимали хотя бы одного человека.
Определитесь!
Большевики на местах и их главный «помощник» - беднота – оценивали «кулака» более практично: всякий, кто укрывает хлеб. Посылом к формированию такой оценки стали слова Ленина. Вождь «превращал» в кулака, эксплуататора и спекулянта «всякого крестьянина, который прячет хлеб», пусть даже собранный своим трудом, без применения наемного труда. При этом сам Ленин позже, пытаясь отделить кулака от середняка, пишет сначала, что середняк – не эксплуататор, а крестьянин, живущий своим трудом, а затем допускает и эксплуатацию рабочей силы, и накопление капитала. Не удивительно, что на местах исполнители «терялись в догадках» и «усердно» старались не промахнуться.
Неблагонадежные
В условиях НЭПа в кулака превращается всякий «богатый мужик». Понятие «собственника-фермера» не приживается, состоятельных крестьян продолжают именовать кулаками. Бедняки получают наконец-то преимущество: они освобождаются от продналога, получают привилегии при поступлении в учебное заведение или на работу, у них больше шансов вступить в комсомол или партию, быть выбранными на руководящие должности в сельских Советах. Как подмечали современники, «сегодня в зажиточные лезть не выгодно. Все лезут в бедняки». Прекрасно осознавая свое положение, зажиточные крестьяне всеми силами пытались уберечься от «ярлыка» кулака, который уверенно сообщал всем о неблагонадежности своего хозяина.
Уничтожим кулака как класс!
В 1924 году газета «Беднота» провела соцопрос, в котором предлагалось определить критерии выявления кулака. Проблема заключалась в том, что многие бывшие кулаки утратили состояние, бедняки же, напротив, стали относительно зажиточными. В итоге респонденты при общем негативном отношении к кулачеству, сошлись на мнении, что раскулаченный кулак - опаснее для революции, нежели буржуй, который нажил добро и пользуется им сейчас. Избежать «народной нелюбви» кулакам не удалось.
В 1929 году формулируются признаки кулацких хозяйств: систематическое применение немного труда, наличие мельницы (маслобойни, просушки и др.), сдача в наем сельхозтехники (с механическим двигателем) и помещений, а также торговля, ростовщичество, посредничество, наличие нетрудовых доходов (здесь речь шла о церковнослужителях).
В ходе коллективизации, проводимой в 1928-1930 годах, был взят курс на «ликвидацию кулачества как класса». Без суда и следствия зажиточных крестьян, использующих наемный труд, раскулачивали, лишали земли, имущества и всех гражданских прав, а затем либо выселяли в отдаленные регионы, либо расстреливали.
те ,,кулаки,,которые не пошли за троцкистами итд,стали индивидуальными крестьянами ,которые во время войны дарили армии именые танки самолёты хлеб.Сейчас современый фермер может армии подарить только пачку презирвативов ,на большее денег нет
Обратимся к «Письмам из деревни» А.Н.Энгельгардта, народника, агронома, знавшего жизнь деревни: «Известной долей кулачества обладает каждый крестьянин за исключением недоумков да особливо добродушных людей, вообще карасей. Каждый мужик в известном смысле кулак, щука, которая на то и в море, чтобы карась не дремал… Я не раз указывал, что У КРЕСТЬЯН СТРАШНО РАЗВИТ ЭГОИЗМ, ИНДИВИДУАЛИЗМ, СТРЕМЛЕНИЕ К ЭКСПЛУАТАЦИИ. ЗАВИСТЬ, НЕДОВЕРИЕ К ДРУГ ДРУГУ, ПОДКАПЫВАНИЕ ОДНОГО ПОД ДРУГОГО, УНИЖЕНИЕ СЛАБОГО ПЕРЕД СИЛЬНЫМ, ВЫСОКОМЕРИЕ СИЛЬНОГО, ПОКЛОНЕНИЕ БОГАТСТВУ – ВСЕ ЭТО СИЛЬНО РАЗВИТО В КРЕСТЬЯНСКОЙ СРЕДЕ. КУЛАЧЕСКИЕ ИДЕАЛЫ ЦАРЯТ В НЕЙ. КАЖДЫЙ СТРЕМИЬСЯ БЫТЬ ЩУКОЙ И ПОЖРАТЬ КАРАСЯ» (Г.В.Плеханов, Сборник из серии «История в слове», М: «Современник».1988. стр.263). Кулак сродни удельному князьку с той только разницей, что масштаб мышления кулака не распространяется дальше своего подворья, в то время как у князька он распространялся на несколько подворий, ему как бы принадлежащих. После свержения монархии, пока революционная власть не набрала силу, кулаческие нравы оказались на свободе: царя нет, полиции нет, Бога нет – всё дозволенно, всё можно. И указанная категория граждан принялась за дело, в меру своих скромных сил растаскивая всё и вся по своим подворьям. В период гражданской войны белые пытались нейтрализовать эту бурную деятельность, но лучше получилось это у красных, в следствие чего они и победили. Благодаря тому, что государство не оказало поддержки кулачеству, несмотря на вопли Н.Бухарина и других троцкистов, СССР смог подготовиться и одержать Победу в Великой Отечественной войне.
появился и существовал тип сельского жителя, который получил очень точное определение: кулак-мироед, в городах он существовал тоже, но в иной форме и значительно меньших масштабах, поэтому как явление точным термином не обозначен. Из названия ясно, что такому гражданину важно, чтобы всё хорошо было у него на подворье, а за ним – хоть трава не расти: весь окружающий Мiр обязан удовлетворять его вожделения и прихоти. При этом для достижения своекорыстных целей собственного благополучия он и сам может работать, как вол — построил хату и лёх – и сам сдох — и ещё больше выжимать из наёмного рабочего, причём, всеми доступными для этого способами. Но в конечном итоге кулак-мироед начинает жить за счёт наёмного труда и даваемого им, мироедом, под заёмные проценты, неважно чего и за что – за всё, на чём их можно получить с ближнего своего и чем больше вокруг него нищих и разорившихся, тем лучше кулаку. При этом кулак-мироед вполне искренне полагает, что всё заработано его трудом и умом и ради того, чтобы сохранить нажитое, готов лечь под кого угодно: шведа, немца, француза и т.д. И.В.Сталин с соратниками этот тип сельского жителя очень легко идентифицировали и, понимая, что во враждебном окружении от внешней агрессии стране при таком положении дел в селе не выстоять провёли коллективизацию, чем и ликвидировали пятую колонну. Итог – Победа в Отечественной войне.
Но страшен кулак-мироед не только этим, страшен ещё и тем, что этот тип психики очень легко в сельских условиях прививается детям и остаётся у них на всю жизнь. Это так, нам приходилось встречаться с детками кулаков – мироедов обоего полу, им сейчас далеко за семьдесят, но они, получив в СССР безплатное образование, неплохо устроившись в жизни, до сих пор ненавидят И.В.Сталина и СССР, привили это и своим деткам, а те в свою очередь — своим и, возмущаясь тем, что с ними проделали в перестройку, в свою очередь возмущаются тем, что разкулачили их дедов и отцов, полагая, что если бы не разкулачили, то сейчас бы они развернулись так, что на них те, кто не развернулись, были бы вынуждены просто молиться.
кулацко-мироедская психология(Пусть лучше моя корова сдохнет, чем твоя разтелится) осталась и яркими представителями первой перестроечной волны новоявленных кулаков-мироедов являются бывшие председатели колхозов и директора совхозов с до перестроечных времён, за очень малочисленными изключениями. Возпользовавшись правовой и управленческой безграмотностью своих бывших подчинённых они набивали и до сих пор набивают собственные карманы, обзаводясь магазинами, квартирами, коттеджами и т.д. при том, что зарплата их подчинённых может быть и меньше 1500 рублей, что фактически делает их рабами мироедов.
В заключение заметим, что кулаку-мироеду всегда выгодно, чтобы вокруг него был нищий и безправный народ, который легче обмануть и принудить работать на себя за гроши. Но всё когда-нибудь кончается, кончится и в этот раз, ну, а отвечать за содеянное придётся полной мерой, но вот поднять очередной вой о репрессиях уже не получится.
Вдогонку:
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА НАЧАЛЬНИКА ПОЛИТИКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОГО
ОТДЕЛЕНИЯ КРАСНОЯРСКОГО ГАРНИЗОНА П .РЯБЧЕНКО
В ПОЛИТОТДЕЛ 5-й АРМИИИ ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГ ОВОЕННОГО ОКРУГА №692 г.Красноярск 6 декабря1920г.
г.Красноярск 6 декабря 1920г.
Село Зеледеево и близлежащие к нему село Минино и деревня Бугач представляют из себя выдающиеся по своему внутренне-экономическому складу единицы.
Вокруг этих сел во время отступления колчаковской армии произошли решительные бои за обладание Красноярском, были разгромлены колчаковцы и началось,
именно отсюда, ихнее беспорядочное бегство после этих боев. Результатом этого
было много оставлено казенного и частного от беженцев имущества, которое подвергалось мародерскому разграблению со стороны населения. Вне всякого
сомнения то, что в этих селах канули ценности разновидные, исчисляемые миллионной стоимостью, масса разных денег, в особенности так называемых «колчаковских» население(конечно, не в целом), грабя и присваивая себе все эти ценности рассчитывало богатеть.
Этим положением не могла не интересоваться контрреволюция, и она лишь ждала этого момента, когда ей можно будет поднять голову. Такой момент настал с первых же пор.
Представился для кулачья богатый контингент для вербовки себе сторонников среди самого, иногда даже беднейшего, населения, чтобы вести его потом против советской власти. Итак, мечта о легкой наживе была причиной роста контрреволюционного настроения среди довольно внушительной группы населения вышеуказанных сел. Пользуясь этим, местное кулачье и спекулятивная часть населения, имеющая кровную и экономическую связь с городом через родственников и знакомых, начали у
себя организовываться погруппно.
Заместитель председателя Енисейской
Губернской комиссии помощи фронту П.Рябченко