02/04/18
REUTERS/Kim Hong-Ji

Зачем Ким Чен Ын ездил в Китай

Министерство иностранных дел КНР официально подтвердило, что страну посетил лидер Северной Кореи Ким Чен Ын. Этот первый выезд вождя за пределы страны стал новой главой в истории конфликта на Корейском полуострове и, возможно, шагом к его урегулированию.

Большой брат

Если абстрагироваться от напряженной обстановки на полуострове, поездка северокорейского лидера является продолжением многолетней традиции. Первый заграничный визит и дед правителя, Ким Ир Сен, и отец, Ким Чен Ир, осуществили в Китай. Это отражало особые отношения между двумя странами, в рамках которых «большой брат» за рекой Ялуцзян выступал покровителем и главным донором.

После распада СССР и избрания Россией нового курса, Китай остался единственным союзником КНДР и поставщиком военной техники и товаров первой необходимости в годы кризиса. Таким образом, поездку Ким Чен Ына можно рассматривать как обязательный ритуал поддержания давней дружбы.

С 2013 года специалисты по региону отмечают заметное ухудшение отношений между Китаем и Северной Кореей. Традиционные каналы и рычаги влияния заметно пострадали после гонений на дядю северокорейского лидера, Чан Сон Тхэка, курировавшего китайское направление.

Ким Чен Ын взял курс на укрепление личной власти и параллельно на продолжение ядерной программы. Обе тенденции не могли не обеспокоить Китай, последовательно выступающий за безъядерный Корейский полуостров. Когда в 2016 и 2017 годах КНДР испытала свои новые баллистические ракеты, Китай не остался в стороне от международного осуждения Пхеньяна.

Более того, дестабилизирующие испытания проводились в дни, когда в Китае были организованы важные мероприятия в рамках G20 и БРИКС, что в Пекине было воспринято как явная демонстрация силы некогда столь послушного союзника. В результате, КНР присоединилась к экономическим санкциям, введенным согласно резолюции ООН, что явилось для Северной Кореи большим ударом.

Ким Чен Ын даже назвал действия ООН «актом войны». Однако ограничения на поставку нефти, а также изменение позиции России, еще одного партнера КНДР, охладили риторический пыл лидера Севера.

В поисках баланса

В начале марта 2018 года Ким Чен Ын неожиданно предложил президенту США Дональду Трампу провести личную встречу, на что сразу же получил согласие. До этих знаковых переговоров правительства Южной и Северной Кореи должны встретиться на саммите в апреле, что, безусловно, станет ещё одним важным шагом к снятию напряженности.

Однако едва ли возможно, чтобы лидер закрытой страны провел первые с момента прихода к власти (2011) переговоры с президентами Южной Кореи и США. Необходимо соблюдать субординацию и расставленные акценты, поэтому до эпохальных переговоров путь Ким Чен Ына лежит в Пекин.

В условиях экономической блокады, развернутых военно-морских сил США и системы противоракетной обороны, переговоры о стабилизации ситуации едва ли будут вестись на равных. Именно поэтому Северной Корее так нужно участие в этом процессе Китая, который мог бы своим авторитетом восстановить баланс.

Да и с точки зрения союзных отношений, переговоры с США и Южной Корей едва ли возможны без согласования с китайской стороной. Кроме того, несмотря на то, что Дональд Трамп положительно оценил визит Ким Чен Ына в Китай и сообщение Си Цзинь Пина о желании северокорейского лидера встретиться с президентом США, об ослаблении давления пока говорить рано.

Трамп на своей странице в Twitter отметил, что необходимо сохранять санкции и давление на КНДР. С другой стороны, личная встреча Си Цзинь Пина с Кимом, демонстрирующим готовность договариваться по ядерному оружию, может привести к постепенному снятию китайских санкций, а вслед за ними и санкций ООН.

Укрепление власти

Поездка северокорейского лидера в Китай свидетельствует также о переменах другого рода. Еще до 2013 года, когда отношения между двумя странами были на высоте, лидер Северной Кореи вполне мог нанести визит в Пекин, как того требовал устоявшийся этикет.

Однако известно, что покидать страну руководитель КНДР может только лишь в том случае, если уверен в своей власти. В государстве, особенно после смерти вождя, происходила смена элит и внутрипартийная борьба, которая дополнялась сильными позициями армии, которая имеет особое положение. Ужесточение внешнеполитического курса и акцент на ядерной программе многие связывали с необходимостью угодить влиятельным военным кругам.

Теперь же, после чисток, перестановок и увольнений Ким Чен Ын может чувствовать себя достаточно уверенно, чтобы решиться на беспрецедентное сближение с Югом, отправку олимпийской сборной в Пхёнчхан и заявление о готовности переговоров с США.

Теперь Ким даже готов на время оставить страну, чтобы посетить Китай. Все это является демонстрацией усиления позиций если не самого лидера, то какой-либо из внутренних группировок, боровшихся за власть в государстве.

Что дальше?

Визит Ким Чен Ына в Китай был встречен с одобрением в мире. О конструктивности этого шага высказался и российский МИД. Возможно, Россия, наравне с КНР сыграет не последнюю роль в урегулировании конфликта.

В пользу складывания системы переговоров говорит и тот факт, что Си Цзинь Пин лично уведомил президента США о прошедших переговорах с Кимом. Однако при всех радужных перспективах сохраняется немало факторов, осложняющих будущее.

Во-первых, любое незначительное столкновение или обстрел на 38-ой параллели может спровоцировать новый виток конфликта. Во-вторых, возможно, что в Северной Корее ядерное разоружение, понимают по-другому.

Если США, Республика Корея и Китай видят «нулевой вариант» в полной денуклеаризации полуострова, то КНДР традиционно видит необходимость разоружения только на юге.

Как и следовало ожидать, большое значение для урегулирования будет иметь позиция Китая, влияние которого на Северную Корею, как показал недавний визит, сложно переоценить.