07/01/21

Как замерзшие охранники Нюрнбергского трибунала грелись доказательствами вины нацистов

Доказательства вины нацистских преступников строились в основном на документальных материалах. Именно поэтому сожжение документов солдатами, охранявшими здание Дворца правосудия в Нюрнберге, было чревато грандиозным скандалом. Однако представитель СССР Роман Руденко сумел разрулить ситуацию, а точнее «забыть» о ней.

Союзники в Нюрнберге

Как пишет в учебнике «Международное право» Игорь Лукашук, вследствие беспрецедентных преступлений, совершенных в период Второй мировой войны, создание международных уголовных судов для наказания виновных стало неизбежным. Именно поэтому в 1945 году СССР, США, Франция и Великобритания заключили соглашение, к которому прилагался Устав Международного военного трибунала для суда над главными военными преступниками Германии и ее союзников. Обвинителями стали представители перечисленных стран: от СССР - Роман Руденко, от США – Роберт Джексон, от Великобритании – Хартли Шоукросс, от Франции – Франсуа де Ментон.

Понятно, что без разногласий не обошлось. Тем более, что отношения между союзниками уже тогда начали портиться. Так, правительство СССР считало логичным провести суд в Берлине. Однако процесс решено было развернуть в американской зоне оккупации. Одним из главных доводов стал тот факт, что Дворец правосудия в Нюрнберге можно было быстро восстановить. К тому же тюрьма при Дворце, где могли бы содержаться нацисты, абсолютно не пострадала. Также, по словам Романа Руденко, приведенным в сборнике «Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками», именно в этом городе проходили съезды нацистской партии.

Отношения между США и СССР

Однако если верить Рихарду Зонненфельдту, автору книги «Очевидец Нюрнберга», главной причина того, что советский вариант с Берлином не прошел, состояла в том, что в руках СССР находилось всего два нацистских преступника, в то время как у Запада были все остальные. Это объяснялось тем, что немцы чаще всего сдавались не советским войскам, а союзникам. Рихард Зонненфельдт пишет о том, что в ходе одного из заседаний, на котором решался вопрос о месте суда над военными преступниками, обвинитель от США Роберт Джексон бросил представителям СССР: «Отлично, вы судите своих нацистов, а мы будем судить своих!». Так в этом споре была поставлена точка.

Вообще отношения между СССР и США во время Нюрнбергского процесса складывались довольно своеобразно. Масла в огонь подливали защитники нацистских преступников, которые, как утверждает Марк Рагинский, автор издания «Нюрнберг: перед судом истории», пытались затянуть разбирательство. Для этого использовались все средства, в том числе адвокаты старались поссорить союзников между собой. Ситуация усугублялась тем, что в Нюрнберге постоянно происходили всевозможные казусы. Например, в то время в городе был убит советский военнослужащий. Поговаривали, что убийство совершил американский солдат. Кроме этого американцы захватили советский самолет. Впрочем, Роману Руденко удалось добиться освобождения «пленников».

«Мы можем забыть…»

Роман Руденко в любой ситуации старался вести себя спокойно, быть вежливым и по возможности идти на уступки. Так, в 2006 году на Международной научной конференции, которая была посвящена 60-летнему юбилею Нюрнбергского трибунала, профессор Джон Барет упомянул о том, что как-то раз американские военнослужащие забрали из советского грузовика нацистские документы, которые были доставлены к зданию суда в Нюрнберге для процесса над военными преступниками. Американцы попросту сожгли бумаги для того, чтобы согреться холодным зимним вечером. Однако этот случай можно назвать не только возмутительным, но и удивительным.

Все дело в реакции Романа Руденко на произошедшее. Стоит отметить, что документы играли важную роль в работе обвинителей, потому как именно на них основывались доказательства вины нацистов. Понятно, что назревал большой скандал. Роберт Джексон очень нервничал. Нервничал и Руденко. По мнению Александра Звягинцева, автора книги «Нюрнберг. Главный процесс человечества», советский обвинитель, скорее всего, советовался с Москвой. Кроме того Руденко приложил немало сил для того, чтобы разобраться во всем на месте. Когда он понял, что сгоревшие документы особой ценности не представляли, он сказал Джексону: «Мы можем забыть об этом инциденте». Но это все, что известно о том, что было в уничтоженных замерзшими американцами бумагах.