06/05/20

Зачем самолеты люфтваффе летали над Уралом

В первые месяцы Великой Отечественной войны значительная часть советской промышленности была эвакуирована на Урал, в Сибирь и в среднеазиатские республики. К счастью, бомбардировщики Гитлера до этих территорий «не дотягивались». Однако иногда самолёты с чёрными крестами всё же залетали далеко на восток.

Разведывательные полёты

Согласно плану «Барбаросса», вермахт должен был дойти до линии Архангельск – Волга. Между тем, основная промышленная база СССР в 1941 году сместилась к востоку. К примеру, Урал в военные годы обеспечивал 40% оборонного производства, включая 100% тяжёлых танков. Поэтому полностью вычеркнуть этот регион из военных планов было невозможно. Уже в 1942 году с аэродромов близ Волги немцы стали совершать дальние разведывательные полёты.

Несколько лет назад в англоязычном сегменте интернета появились трофейные немецкие фотоснимки советских городов, расположенных за Волгой, например, Уфы. Уральский исследователь Владимир Кашин полагает, что немцы могли также производить аэрофотосьёмку Челябинска и Магнитогорска, расположенных всего в 250 километрах восточнее. Об этом свидетельствует тот факт, что как раз в 1942 году у немцев обновились подробные карты Урала (в ведомстве Генриха Гиммлера карты уральских городов составлялись и позже, вплоть до 1944 года).

Диверсанты в тайге

Для подрыва промышленного потенциала Урала в абвере разработали план диверсионной операции «Ульм». Известно о нескольких агентах, выброшенных за Волгой, ни одному из которых не удалось добиться существенных результатов. Часть диверсантов «своим ходом» добралась до уральских промышленных центров, где попалась в руки чекистов. Например, на немецкого агента Горшкова, объявившегося в Челябинске в апреле 1942 года, донесла в НКВД его собственная жена.

Одна из самых дальних диверсионных операций была проведена в феврале 1944 года. В уральской тайге на территории Молотовской области с самолёта сбросили семерых агентов Абвера. Однако высадка прошла неудачно – диверсанты оказались на большом расстоянии друг от друга и от ящиков с продовольствием. Четверо агентов травмировались при приземлении, получили обморожение и свели счёты с жизнью. Трое их коллег после нескольких голодных месяцев блуждания по лесу вышли к городу, где сразу же были задержаны милицией.

Общие итоги операции «Ульм» один из её разработчиков, Вальтер Шелленберг, оценивал так:

«Нам пришлось ограничиться мелкими операциями, проводимыми отдельными группами: взрывами наземных трансформаторов и высоковольтных мачт. Но всё это были лишь булавочные уколы, которые почти не отражались на боеспособности русской армии».

Бомбардировщики над Казахстаном

Бомбардировщики Люфтваффе далеко на восток не залетали. Однако воздушным ударам подвергались расположенные ближе к фронту Ярославль, Горький и Саратов. Известно и о полётах фашистов над казахской степью – их целью была железнодорожная ветка Урбах – Астрахань, частично проходившая по территории Казахской ССР. От немецких бомб в 1942 году пострадали прилегающие к железной дороге населённые пункты:

«В казахских поселках Орда и Джаныбек в результате авиаударов погибли сотни мирных жителей, были уничтожены практически все дома и хозяйственные постройки, – утверждает писатель Дмитрий Дёгтев. – В Джаныбеке от прямого попадания авиабомб полностью сгорел госпиталь <…>. Пострадали даже сельскохозяйственные угодья в Казахстане. 12 и 13 сентября германские бомбардировщики сбросили несколько сотен зажигательных бомб разного калибра на поля колхозов «Алгаба» и «Жана Турмыс» Джаныбекского района».

До конца войны нацисты не оставляли надежд разбомбить и уральские заводы. С этой целью в Третьем рейхе был разработан тяжелый бомбардировщик «Уралбомбер» Не-177.

«Анализ немецких источников позволяет утверждать, что Магнитка была включена в список первоочередных целей для уничтожения, – отмечает Владимир Кашин. – Руководство рейха имело планы авиаударов по ММК».

Однако на практике дальше Сталинграда Не-177 так и не были отправлены. После поражения армии Паулюса командование сочло более оправданным использование тяжёлых бомбардировщиков вблизи линии фронта.