27/01/23
ФОТО: ТАСС

Зачем советские шоферы поджигали покрышки машин перед дальней дорогой

Считается, что в Советском Союзе не было зимней резины и водители круглый год ездили на «лете». Это не совсем так. В СССР просто не было разделения покрышек на зимние и летние — они были всесезонными. Правда, больше все же годились для теплой погоды.

Поэтому водителям, работавшим в условиях низких температур, приходилось идти на кое-какие ухищрения.

Жечь покрышки

В Союзе выражение «жечь покрышки» имело самое прямое значение. В сети несложно найти кадры документальной хроники, где видно, как водители обливают покрышки бензином и поджигают их. Причем, речь идет не об испорченной или изношенной резине — подобной «экзекуции» подвергались покрышки прямо на колесах большегрузов. Таким образом водители готовились к поездкам в условиях холодной сибирской зимы.

Дело в том, что при производстве советской резины использовался в основном натуральный каучук. Поэтому покрышки, несмотря на свою всесезонность, в мороз «каменели», теряя прочность и эластичность. Сама резина от огня не страдала — сгорали лишь пары бензина, которым ее поливали — зато хорошо прогревалась, становясь более мягкой и устойчивой. В 50-70-е годы процедура была обязательной и регламентированной перед эксплуатацией грузовиков в мороз.

Как в СССР ездили без зимней резины

Неизвестно, пользовались ли подобным лайфхаком советские владельцы легковушек где-нибудь на Севере. Скорее всего нет. Ведь «легковые» покрышки были более тонкими и мягкими сами по себе. Да и ВАЗ или «Волга» — не лучший выбор для эксплуатации в условиях сибирской зимы. В европейской же части страны необходимости в этом попросту не было. Советские модели ИЯ-170 или МИ-166 по своим качествам не уступали лучшим образцам всесезонных шин от Pirelli и Michelin, с которых и были скопированы.

За счет более глубокого протектора на таких покрышках было комфортно и безопасно передвигаться по снегу. Хотя на льду, конечно, вели они себя не лучшим образом. Но зимой в СССР ездили немногие. Во-первых, из-за дефицита резины и запчастей — зимний износ был куда серьезнее. Во-вторых, из-за отсутствия «незамерзайки» — воду же из системы охлаждения на ночь приходилось сливать, а утром заливать новую.

Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов и высокий профессионализм советских водителей, которые прекрасно знали о дистанции и особенностях езды в холодный период. Поэтому аварии на зимних дорогах были явлением нечастым (особенно с учетом небольшого количества автомобилей) даже при отсутствии зимней резины.

Она, кстати, стала появляться в Союзе в 1980-х и отличалась неплохим качеством…