30/08/21

Зачем советские солдаты мазали гуталин на хлеб

В СССР тема алкоголя никогда не была табуирована, а его употребление преподносилось как неотъемлемая часть традиционного народного быта. Однако в середине 80-х, новоиспеченный генсек, Горбачев объявил сухой закон. Народный ответ оказался предсказуем и свиреп: люди проявляли чудеса смекалки, чтобы достать алкоголь и начали добывать спиртное буквально из всего, чтобы было под рукой.

Поэзия в бокале

Трудовой люд проявлял чудеса изобретательности, готовя коктейли с поэтичными названиями, вроде: "Слеза Комсомолки", или «Дух Женевы». Венедикт Ерофеев описывал свои впечатления от данного напитка: "Пьющий просто водку сохраняет и здравый ум, и твердую память или, наоборот, теряет разом и то и другое. А в случае со „слезой комсомолки“ просто смешно: выпьешь её сто грамм, этой „слезы“ — память твердая, а здравого ума как не бывало. Выпьешь еще сто грамм — и сам себе удивляешься: откуда взялось столько здравого ума? И куда девалась вся твердая память?" Для приготовления «Слезы Комсомолки» требовались духи трех видов, капелька лака для ногтей, зубной эликсир и лимонад.

Состав "Духа Женевы" еще замысловатее. Лишенные брезгливости сомелье, могли бы учуять в коктейле нотки лосьона от потливости ног. Также туда входили и более опасные компоненты, типа спиртового лака. Духи «Белая Сирень», смешанные со стаканом «Жигулевского пива» создавали, вероятно, неповторимый аромат. Кстати, этот коктейль был придуман в честь временного потепления отношений между СССР и Западом.

Парфюмерная продукция в СССР пользовалась повышенным спросом. Особенно ценились лосьоны и одеколоны. Их пили без малого 60 лет подряд, вплоть до 1980-х годов. Уголовники, рабочие и военные давали разговорные названия этим напиткам, такие как — "чиколон", "коньяк три косточки", "коньяк с резьбой". Одеколоны употреблялись, как в чистом виде, так и в разбавленном.

Спирт или жизнь

Особенно отчаянные элементы не останавливались ни перед чем. Алкогольная жажда толкала их на рискованные поступки. В ход шла гидролизная водка, получаемая из древесины, за что получила оригинальное название — "Водка сучок". Была так популярна, что даже Владимир Высоцкий упомянул её в своей песне “Милицейский протокол”:

И если б водку гнать не из опилок,
То что б нам было с пяти бутылок?

Напиток имел привкус лакокрасочной химии и оставлял после себя "ацетоновое" амбре. Потребители заверяли, что жидкость была безопасна, но лабораторные исследования на мышах доказали обратное. Подопытные мышки, которым давали гидролизную водку, умирали быстрее, а их потомство вырождалось.

Из подручных материалов

Пострадавшие от “сухого закона”, находясь дома могли заниматься самогоноварением, однако, “заложить за воротник” очень часто хотели и умели представители экстремальных профессий, оторванные от дома: вахтовики, военные, участники комсомольских строек и т.п.

Здесь задача была на смекалку:добыть спирт из доступных рабочих ингредиентов или ловко его украсть. Изобретались очень хитрые способы незаметного слива спиртовой жидкости. Чтобы ее уровень визуально не понижался, а бдительное командование не замечало пропажи спирта, выделенного на технические нужды, в резервуары помещали различные предметы.

Существуют легенды об армейских лайфхаках, которые поражают воображение. В советские времена гуталин изготавливался с применением спирта. Чтобы выделить  алкоголь из обувного крема, солдаты применяли такой приемчик: они намазывали хлеб гуталином, и оставляли его на некоторое время или подогревали снизу, чтобы ускорить процесс. Хлеб впитывал спирт, после чего верхний слой мякиша, на котором оседало все лишнее, срезали и выбрасывали.

Широко известна байка о том, как спирт добывали из тормозной жидкости с помощью лома. Зимой при сильных морозах этот универсальный инструмент охлаждали до возможно низкой температуры, после чего прямо на улице один его конец опускали в ведро. Сверху на ледяной металлический стержень лили тормозную жидкость. Все лишние присадки намерзали на лом, а спирт, поскольку он не замерзает, стекал прямо в тару.

Аптечная продукция

На фоне вышеописанного спиртосодержащие аптечные настойки выглядят вполне безобидно. Хотя в период перестройки обрели соответствующую популярность и они. Но заботы государства коснулись и этой маленькой слабости населения. Во времена "антиалкогольных кампаний" настойку боярышника, и 100-граммовые пузырьки корвалола, прозванные в народе “фанфурики” отпускали всего по две штуки в руки.