03/10/19

Зачем США потопили 6 советских судов во время Второй мировой

8 сентября 1951 года в Сан-Франциско был подписан мирный договор, официально завершивший Вторую мировую войну в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Пункт «с» статьи 2 договора гласит, что «Япония отказывается от всех прав и претензий на Курильские острова и на ту часть Сахалина и прилегающих островов, над которыми был установлен суверенитет Японии в соответствии с Портсмутским договором 5 сентября 1905 года».

Это положение подтвердило многочисленные декларации союзных держав, сделанные во время Второй мировой войны. В Сан-Францисском договоре, правда, не было сказано, что эти территории передаются Советскому Союзу. Это произошло потому, что СССР, в связи с войной в Корее, в тот период отказался от участия в подготовке текста и подписании Сан-Францисского договора. Тем не менее указанный документ является правовым основанием суверенитета СССР и нынешней России над Курильскими островами.

С момента нападения Японии на Перл-Харбор США предпринимали усилия, чтобы вовлечь СССР в войну с Японией на своей стороне. Госдепартамент США в 1942 году делал представления правительству СССР о предоставлении военно-воздушных баз США на территории советского Дальнего Востока, на что получил отказ Сталина. Провоцированию СССР на войну с Японией были подчинены и действия американских вооруженных сил.

Историки — дипломат Кирилл Черевко и разведчик Алексей Кириченко — указали на шесть случаев потопления американскими подводными лодками советских транспортных судов на Тихом океане в 1942—1944 гг. Что примечательно, эти транспортные суда были на самом деле американскими и только на время войны были сданы правительством США Советскому Союзу в пользование по ленд-лизу. Таким образом, суда должны были идентифицироваться экипажами американских субмарин как свои собственные, что почти исключает случайную ошибку в их действиях. Один-два раза такая ошибка возможна, но не шесть раз!

Чтобы не портить межсоюзнических отношений, СССР в те годы объявлял о потоплении своих судов японскими подводными лодками. Ныне историки признали отсутствие документированных случаев, когда бы японские ВМФ или авиация в период взаимного нейтралитета СССР и Японии атаковали суда под советским флагом. Это показывает, насколько США были в тот период заинтересованы в том, чтобы советская военная мощь была задействована в разгроме Японии.

Советское руководство превосходно знало об этой заинтересованности союзников и старалось ее использовать. Еще в декабре 1941 года на встрече с приехавшим в Москву министром иностранных дел Великобритании, Энтони Иденом, Сталин заявил о намерении, помочь США и Великобритании в действиях против Японии, когда это позволит обстановка на западном фронте.

Меньше чем через неделю после этой встречи, 26 декабря 1941 года, заместитель Молотова, Соломон Лозовский, представил Сталину записку об интересах СССР на Дальнем Востоке и Тихом океане. В ней были сформулированы основные территориальные требования СССР к Японии. Особенно отмечалась важность свободы сообщения по Цусимскому и Сангарскому проливам. Таким образом, в первоначальных планах СССР было требовать после победы над Японией не только возврата Сахалина и Курильских островов, но контроля над Хоккайдо и всей Кореей.

К Тегеранской конференции Большой Тройки 28 ноября — 1 декабря 1943 года, на которой впервые официально обсуждался вопрос об участии СССР в войне против Японии и о вознаграждении за него, советская сторона уже ясно осознавала свои цели. Достигнутые тогда же предварительные договоренности представляли собой компромисс.

Вопрос о советском суверенитете над Курильскими островами никогда не рассматривался вместе с вопросом возвращения Сахалина, КВЖД, Порт-Артура и т. д. Дело в том, что Курилами Япония завладела в свое время в результате не войны, а мирных уступок, установленных соглашениями с Россией в 1855 и 1875 гг. Поэтому обещание передачи СССР Курил было зафиксировано только в феврале 1945 года в итоговом документе Крымской конференции Большой Тройки.

Очевидно, чтобы США и Великобритания согласились предоставить СССР право на Курильские острова, Сталину пришлось пойти на уступки в других вопросах. В частности, он снял претензии на Хоккайдо (хотя в августе 1945 года снова пытался вернуться к этому вопросу) и на оккупацию всей Кореи (последняя была разделена между СССР и США).

Кроме того, СССР, в нарушение договора о нейтралитете с Японией, согласился на более широкое военное сотрудничество с США на Дальнем Востоке еще до своего вступления в войну с Японией. В частности, с декабря 1943 года СССР стал снабжать США своей секретной разведывательной информацией по Японии.

Почему право СССР на Курильские острова считалось сомнительным? В 1855 году при заключении в Симоде первого русско-японского договора граница между двумя государствами в районе Курильской гряды была проведена в проливе Фриза. Таким образом, острова Кунашир и Итуруп остались за Японией. В 1875 году во время русско-японских переговоров в Петербурге было достигнуто соглашение, что Россия получает в свое полное обладание весь остров Сахалин, взамен чего отдает Японии Курильские острова.

Положения Симодского и Петербургского трактатов до сих пор служат Японии обоснованием ее права на Южные Курильские острова. В договоре 1875 года говорилось о передаче Японии Курильских островов, без уточнения. Поскольку Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи уже и до этого принадлежали Японии на основании ранее действовавшего договора, то в Японии считают это доказательством того, что означенные острова не включаются в понятие Курильских. В документах Большой Тройки и в Сан-Францисском договоре тоже упомянуты в общем «Курильские острова» без конкретного их перечисления. Так небрежность сначала царских дипломатов, а потом Сталина и Молотова привела к возникновению международно-правовой проблемы Южных Курил.

Вплоть до самого испытания атомной бомбы 16 июля 1945 года руководители США были убеждены в том, что война с Японией может продлиться еще полтора года и потребует крупной сухопутной операции на Японских островах, причем — с участием советских вооруженных сил. Вопросы о зонах оккупации самой Японии казались преждевременными.

В случае длительной войны имелась реальная перспектива занятия Хоккайдо советскими войсками. При таких условиях передача СССР Курильских островов была мелким призом. Положение резко изменилось только после атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.