30/04/22

Зачем Сталин после войны ввёл трёхлетний «мораторий» на смертную казнь

В истории России уже бывали периоды, когда смертная казнь не применялась — например, в 18 веке во время царствования дочери Петра Первого Елизаветы: так царица показывала, что ее правление резко контрастирует с правлением предшественницы, жестокой Анны Иоанновны. Да и характер доброй и жизнерадостной Елизаветы Петровны был таков, что не нравилось ей казнить. Почти никого не казнила и Екатерина Вторая, императрица века просвещения. И потом цари стремились не карать никого смертью, а по возможности ссылать. Революция 1917 года открыла ящик Пандоры: с 1918-го смертная казнь широко использовалась советским правительством. За различные контрреволюционные, военные, коррупционные и чисто уголовные преступления казнили десятками тысяч, особенно в годы Гражданской войны (1918—1921 годы), притом нередко без суда. Тем более неожиданной стала для всех отмена смертной казни Сталиным в 1947-м, всего 10 лет спустя после Большого террора 1937—38 годов, когда было расстреляно более 681 тыс. человек.

Смертная казнь была отменена 26 мая 1947 года Указом Президиума ВС СССР. Формально это объяснялось тем, что основные преступники войны уже казнены (например, повешены коллаборационисты генерал А. Власов, П. Краснов и др.), а в мирное время смертная казнь не требуется. Так и написали в Указе: «Применение смертной казни больше не вызывается необходимостью в условиях мирного времени». Высшей мерой наказания назначили заключение в трудовом лагере на 25 лет. Восстановлена смертная казнь была уже в начале 1950-го и действовала до 1996 года, когда Россия вошла в Совет Европы. До сих пор неясно, зачем Сталин дал такую трехлетнюю «передышку» в 1947-м. Формулировка о «мирном времени» не может приниматься как объяснение: зачем тогда массово казнили людей до 1941 года и после 1950-го? Есть несколько рациональных мотивов отмены: во-первых, СССР понес колоссальные убытки в человеческих ресурсах, и направление осужденных в лагеря в качестве дешевой рабочей силы приносило экономике куда больше пользы, чем бесполезное убийство преступника. Еще один довод в пользу отмены казни — демонстрация гуманизма советской власти народам Европы, где смертная казнь применялась. Такой же цели служила гуманная сталинская конституция 1936 года, принципы которой оставались, к сожалению, на бумаге. Дело в том, что из-за репрессий 1930-х сложилась репутация СССР как антигуманного государства, и эту репутацию надо было разрушать, чтобы увеличивать количество сторонников советской власти в мире. В 1947 году после победы над Гитлером число таких сторонников сильно выросло, и отмена смертной казни должна была подкрепить этот успех.

Но все это было важно для Сталина только до тех пор, пока он не почувствовал для себя политическую угрозу со стороны ставших популярными ленинградских коммунистов — Н. Вознесенского, А. Кузнецова, И. Родионова, П. Попкова и др. В 1950 году началось «ленинградское дело»: их обвинили в контрреволюционной деятельности и расстреляли. Казнь восстановили для наказания «изменников Родины, шпионов и подрывников-диверсантов». «Довольно гуманизма», — решил Иосиф Виссарионович. Отмена смертной казни позволила уйти от расстрела тем, кто его заслуживал. Например, японским военным преступникам. В декабре 1949 года в Хабаровске прошел процесс над японскими военными Квантунской армии, применявшими бактериологическое оружие (японцы разводили и испытывали на людях бактерии чумы, холеры, сибирской язвы). При этом пострадали советские военнопленные. Во время этих экспериментов были зверски убиты тысячи людей. Обвиняемые в чудовищных злодеяниях генерал О. Ямада, генерал Р. Кадзицука, К. Кавасима, Т. Ниси и другие заслуживали расстрела, но получили по 25 лет, потом отбыли эти сроки и вернулись в Японию.

Избежали казни из-за Указа 1947 года и некоторые схваченные в конце войны белогвардейцы — например, Василий Витальевич Шульгин. Шульгин был видным политиком Российской империи и Гражданской войны, организатором Белого дела, монархистом и националистом. Он жил в эмиграции и был арестован советскими войсками в 1944-м в Югославии. Шульгина судили и в 1947 году приговорили к тем же 25 годам заключения (если бы не Указ — расстреляли бы, хотя Шульгин вообще рассчитывал, что сможет оправдаться). Судили за контрреволюционную деятельность как советского гражданина, хотя Шульгин им не являлся. Шульгину повезло выжить. Он отбывал срок во Владимирском централе до 1956-го, когда его выпустили по амнистии. В 1976 году, прожив остаток дней во Владимире как советский пенсионер, 98-летний Шульгин умер: его дом стал местом паломничества диссидентов. Так что для Сталина гуманизм 1947-го обернулся тем, что он не мог ликвидировать опасных его власти и режиму людей так, как ему бы хотелось. Это объясняет, почему так скоро и легко смертная казнь была восстановлена.