В 1979 году Джо Байден (на тот момент председателем подкомиссии по европейским делам Сената) прибыл в СССР, чтобы встретится с Брежневым и другими лидерами СССР, во главе группы сенаторов.
Официальная цель визита заключалась в том, чтобы убедить коллег по Сенату поддержать сокращение стратегических вооружений. Байден встретился с генсеком КПСС Леонидом Брежневым, премьер-министром Алексеем Косыгиным и министром иностранных дел Андреем Громыко.
До нас не дошла информация, как прошла встреча Байдена с Брежневым, однако нынешний президент США запомнил «на всю жизнь» слова советского премьера Косыгина, сказанные перед началом переговоров: «Мы не доверяем вам, а вы нам. И у всех на то веские причины».
26 августа 1979 года агентство ТАСС сообщило, что Байден и другие сенаторы возложили венки к монументу матери-Родины в честь жителей Ленинграда, погибших в годы Великой Отечественной войны.
«Человечество благодарно ленинградцам за их великий подвиг, – сказал Байден. – Мир, завоеванный ими, должен стать целью нашей жизни».
15 января 1988 года Байден во второй раз приехал в Советский Союз В Москве его вновь встретил Громыко, занимавший с 1985 года должность формального главы государства – Председателя Президиума Верховного Совета СССР.
Тема встречи вновь касалась вопросов разоружения. На тот момент Советский Союз и США готовились к переговорам о сокращении стратегических наступательных вооружений. Кроме того, как член комиссии Сената по международным делам, Байден обсудил с советским руководством предстоящую ратификацию договора о ликвидации ракет меньшей и средней дальности.
В разговоре с Громыко Байден привёл мнение политиков Запада о том, что без ядерного оружия мир сохранить невозможно. В ответ советский лидер сказал, что нужды в атомных бомбах и ракетах не было бы, если бы в мире существовала «система всеобъемлющей безопасности», основанная на принципе невмешательства в дела друг друга. Неизвестно, согласился ли Байден со столь смелыми проектами, однако беседу он закончил следующими словами:
«Как говорят в Америке, у нас сейчас приоткрылось окно, и надо сделать всё, чтобы оно не захлопнулось: ратифицировать советско-американский договор».
Байден почти открыто симпатизировал России до начала 2000-х годов. К примеру, вместе с сенатором Ричардом Лугаром он выдвинул идею реструктуризировать часть выплачиваемого Российской Федерацией советского долга. Предполагалось, что освободившиеся средства Россия сможет направить на обеспечение безопасности материалов и технологий двойного назначения.
Однако к концу первого президентского срока Владимира Путина отношение Джо Байдена к России изменилось. Сенатор оказался в числе 115 западных политиков, которые после трагических событий в Беслане подписали общее послание российским властям. Они выразили мнение о том, что объявленная Путиным политическая централизация «приблизит Россию к диктатуре».