20/06/24

Зачем жители СССР делали на груди татуировку Сталина

Сегодня мода на татуировки распространена настолько широко, что уже изрядно приелась. Всевозможные витиеватые рисунки всех цветов и стилей, покрывающие тела современной молодежи, в основном, выполняют чисто декоративную функцию, так что вызывают все меньше желания в них вглядываться, а тем более искать какой-то потаенный смысл. Однако еще в прошлом веке все было иначе.

Являясь прерогативой, в основном, морской, военной и (в первую очередь!) криминальной среды, так называемые наколки были источником информации о человеке, имели важный символический смысл, а в некоторых случаях служили даже своеобразными оберегами. В частности, благодаря песне Владимира Высоцкого «Банька по-белому» всем хорошо известно, что наколки «времен культа личности» часто делали в виде портретов «отца нации»: «А на левой груди – профиль Сталина, А на правой – Маринка анфас».

Впрочем, бывали случаи, когда портреты Сталина выбивали на груди не только зэки, но и свободные советские граждане. Однако эти татуировки носили кардинально различающийся смысл.

Немного предыстории

История древнего искусства нанесения татуировок насчитывает три тысячи лет и, по всей видимости, широко практиковалось еще в первобытных обществах, начиная с эпохи энеолита (переходного периода от каменного века к бронзовому). Носившие культовый, религиозный характер, татуировки обнаруживают на останках не только древних египтян, жителей Африки или, например, китайцев, но и у древних русов-язычников. Однако с приходом православия искусство татуировки на Руси было забыто на века, возобновившись только в XIX веке. При этом наносить на тело татуировки сразу стали кардинально противоположные слои населения – каторжники, моряки и... дворяне. Даже сам цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II, во время своего пребывания в Японии в 1891 году сделал себе у местного мастера на правом предплечье татуировку в виде дракона, которую потом всегда с гордостью демонстрировал на публике.

Мода на «наколки» проникла в морскую и каторжную среду также благодаря контактам с восточными народами. Моряки российского флота набивали себе татуировки во время плаваний к берегам Китая, Японии и Полинезии, а каторжники зачастую отбывали свой срок на приграничных восточных территориях, где нередко контактировали с китайцами и японцами. Но если для знати татуировки были прихотью и забавой, то для каторжников, а затем для представителей криминальной среды в целом, они стали своеобразной «картой» жизненного пути, являясь логичным продолжением жестокой традиции принудительного клеймения заключенных в царской России.

Овладев искусством татуировки, каторжники стали делать наколки уже добровольно, и со временем в среде сначала дореволюционных, а затем уже советских зэков татуировки стали служить опознавательными знаками «свой – чужой» и обозначать важные события из жизни – количество «ходок», место отбывания срока, любовь и т. д. Кроме того, после революции 1917 года в моду вошли и татуировки политического содержания. Их стали набивать не только зэки, но и красноармейцы – пятиконечные звезды, всадник в буденовке с красным знаменем в руке, так называемая Адамова голова – череп с перекрещенными костями.

Тогда же в тюремной среде начинают встречаться и первые наколки с портретами вождей Октябрьской революции – символ нового времени. Однако с началом сталинских репрессий татуировки с изображением Сталина обретают уже совсем иной смысл.

«Оберег» от пули

Есть мнение, что татуировка с портретом Сталина была особенно распространена среди политических заключенных и делалась с целью продемонстрировать лагерному начальству, что человек «перевоспитался» и изменил свои политические взгляды. Якобы таким образом политзэки старались смягчить свою участь и добиться большей лояльности со стороны режима. Однако о действенности такого метода ничего неизвестно, да и сама версия вызывает серьезные сомнения.

Зато другая лагерная легенда вызывала среди зэков куда больше доверия. Портрет Сталина, а иногда и целый «иконостас» из портретов Маркса, Ленина и Сталина посередине, узники ГУЛАГа накалывали себе на грудь и спину, чтобы избежать расстрела. Ходила байка, что экзекуционные команды испугаются стрелять в портрет «отца нации» и приговоренный к расстрелу таким образом получит шанс избежать высшей меры, получив вместо нее пожизненное заключение.

Также портрет Сталина в области сердца набивали себе и те зэки, которые готовились «пойти к зеленому прокурору» – то есть устроить побег. Если такого беглого заключенного ловила команда вооруженных охранников, он с криком «Ну, стреляй!» рвал у себя на груди рубаху, демонстрируя портрет Сталина. Считалось, что стрелять в него не станут, а просто изобьют смертным боем, но оставят в живых. Или, по крайней мере, могут замешкаться, что даст беглецу дополнительный шанс ускользнуть и спастись.

Многих ли спас подобный «оберег», неизвестно. До нас дошел только один подлинный случай, когда в январе 1938 года начальник барнаульской тюрьмы Свиридов приказал конвоирам перед расстрелом штыком срезать с груди приговоренного кожу с изображениями коммунистических вождей и за это сам был расстрелян по «политической» 58 статье – за антисоветскую агитацию. Так или иначе, в подавляющем большинстве случаев делать татуировку Сталина зэков мотивировало именно желание выжить, а не их подлинные политические убеждения: «Ближе к сердцу кололи мы профили,/ Чтоб он слышал, как рвутся сердца».

Из большого уважения

Совсем другое дело, когда татуировки с портретом Сталина делали не зэки и не представители криминального мира, а свободные советские граждане. Явление это было нечастым – в советском обществе татуировки считались культурой преступного мира и не приветствовались, но тем не менее продолжали бытовать среди моряков и военных, а в 30-е годы появились так называемые «дворовые» тату, которые в тайне от родителей делали себе мальчишки и молодые парни с помощью иголок и туши. И если уж свободный гражданин накалывал себе портрет Сталина, это был знак особого уважения и почтения к вождю и учителю.

Сохранился, например, рисунок татуировки старшего надзирателя СИЗО, где Сталин изображен у штурвала с надписью «СССР» и подписью: «Гениальный вождь, отец всех народов, ведет нас в светлое будущее – коммунизм». Также сохранилась фотография ветерана войны, бывшего артиллериста, с крупным портретом Сталина на груди, подписанным: «Артиллерия бог войны». Портреты вождя выполнялись максимально реалистично, приближенно к оригиналу, и украшались часто не только надписями, но также лентами и даже розами.