1tv.ru

Какое "запрещённое интервью" дал Жуков писателю Симонову в 1966 году

В 1966 году Георгий Жуков, который до того долгое время находился в опале, дал интервью поэту Константину Симонову. Последний принимал участие в создании картины, посвященной 25-летию битвы под Москвой. Однако большая часть интервью маршала в фильм не попала.

«Если дорог тебе твой дом»

В первой половине 1960-х годов в Советском Союзе появилась Экспериментальная творческая киностудия. Руководили студией известный режиссер и сценарист Григорий Наумович Чухрай и Владимир Александрович Познер, отец знаменитого журналиста. Как пишет в своей книге «Противостояние», Владимир Познер-младший, в 1966 году на базе новой киностудии проходили съемки художественно-документального фильма Василий Ордынского «Если дорог тебе твой дом». По названию картины несложно догадаться, что в ее создании принимал участие поэт Константин Симонов. Именно с этой строчки начинается его стихотворение «Убей его!».

Симонов же брал интервью и у Георгия Жукова, которого также пригласили на съемки ленты. Как известно в пору правления Никиты Хрущева маршал оказался в опале. Тогда «не оправдавшего доверия партии» военачальника отправили в отставку. Однако в 1964 году Хрущев сам был отстранен от власти, и с этого момента режим «изоляции», в котором держали Жукова, был немного смягчен. Как утверждают авторы издания «Жуков. Портрет на фоне эпохи» Жан Лопез и Лаша Отхмезури, после ухода Никиты Сергеевича началась постепенная реабилитация Георгия Константиновича. Проявлением этой реабилитации и оказался фильм Ордынского, в котором Жуков представал в качестве одного из главных рассказчиков.

Трудный фильм

Фильм «Если дорог тебе твой дом» был посвящен 25-летию битвы под Москвой и защитникам столицы, поэтому понятно, что речь в нем шла о Великой Отечественной войне. Тем не менее, если верить Познеру-младшему, именно Главное политическое управление Советской армии и Военно-морского флота выступило против выхода картины на советские экраны. По словам Познера, лента с большим трудом увидела свет. Однако Владимир Бушин, автор книги «Махинаторы. Кого ждет Колыма?», уверяет, что журналист лжет, так как премьера фильма Ордынского состоялась уже в следующем после съемок 1967 году.

Между тем нельзя отрицать тот факт, что интервью, которое дал Георгий Жуков на своей даче Константину Симонову, было действительно показано не полностью. Журнал «Нева» за 1985 год объяснял такое решение создателей картины тем, что «отснятый материал оказался чрезмерно велик». Но вот Владимир Познер заявляет, что интервью попросту приказали «смыть». Мало того, Борис Крыштул и Валерий Артемов в своей книге «В титрах последний» пишут о том, что в фильм «Если дорог тебе твой дом» не вошли некоторые принципиально важные интервью не только Жукова, но и Конева, и Рокоссовского, и Василевского и других выдающихся военачальников.

Откровения Жукова

Что же рассказал Георгий Жуков в запрещенных в показу эпизодах? Владимир Познер в своей книге «Противостояние» пишет о том, что маршал обрисовал картину полного бардака и растерянности во время войны: Сталин не понимает, что происходит, где расположены войска и где проходит линия фронта. Кроме того Георгий Константинович поведал Симонову и о периоде, когда немцам вообще ничто не мешало войти в Москву. По убеждению Познера, уничтожить эти фрагменты интервью приказано было именно потому, что Жуков говорил правду. К тому же военачальник упоминал в своих откровениях опальных Тухачевского, Блюхера, Егорова, Якира.

Владимир Познер-младший, слова которого приведены в издании «1941. На главном направлении», Льва Лопуховского, утверждает, что запись сохранилась лишь благодаря его отцу, который тайно сделал копию пленки, а после сдал ее в архив. Впервые интервью Георгия Жукова было показано лишь в мае 2010 года. Однако все тот же Владимир Бушин, автор книги «Маршал Жуков. Против потока клеветы», отмечает, что полное интервью Жукова никто не запрещал, и доказательств тому множество. Так, беседа Жукова с Симоновым была опубликована в полном объеме в 1966 году в сборнике «Битва за Москву» и в «Военно-историческом журнале», а также в 1978 году в изданиях «Советская культура» и «Дружба народов».