В середине XIX века в сибирской глубинке появился странный странник. Звали его Фёдор Кузьмич. Он учил крестьянских детей грамоте и Закону Божьему, но при этом в совершенстве знал французский язык, подробно рассказывал о войне 1812 года и светской жизни Петербурга. Его личность стала одной из величайших исторических загадок России, породив легенду: а не является ли этот благочестивый старец императором Александром I, якобы инсценировавшим свою смерть?
Зарождение легенды: император в изгнании
Внезапная кончина Александра I в Таганроге в 1825 году породила слухи. Народная молва шептала: мучимый совестью за косвенное участие в убийстве отца, Павла I, государь не умер, а тайно оставил престол. Согласно легенде, он отправился скитаться по России, чтобы «жить во Христе» и искупить грехи. Когда в Сибири объявился старец со следами знатного воспитания, все сразу вспомнили об этой истории.
Путь странника: от ареста до кельи
Впервые Фёдор Кузьмич официально упоминается в 1836 году. Его, как беспаспортного бродягу со следами кнута на спине, задержали под Пермью и сослали в Сибирь. Поселившись сначала при винокуренном заводе, а затем в деревнях Томской губернии, он снискал славу праведного учителя. Слухи о его «царственном» прошлом ширились: он особо почитал Александра Невского — святого покровителя покойного императора, живо вспоминал Кутузова и Аракчеева. Со временем к его скромной келье начали наведываться не только крестьяне, но и высокие духовные лица — епископы Афанасий Иркутский и Порфирий Томский, а по некоторым данным, он даже вёл тайную переписку.
Загадочные улики: записки и намёки
Сам старец никогда прямо не подтверждал и не опровергал легенду, лишь загадочно улыбался. После его смерти в 1864 году загадка усугубилась. Купец Семён Хромов, у которого старец жил последние годы, обнародовал оставленные ему зашифрованные записки. Первая записка имела следующие зашифрованные записи: «Видишили накакое васъ бѣзсловесие счастие слово изнѣсе» и «Но егда убо а молчатъ п нѣвозвѣщаютъ». Вторая записка состояла из цифр и букв и содержала информацию о дате и месте ссылки Федора Кузьмича. Различные расшифровки записок говорят как против, так и за версию о происхождении старца. Так, например, исследователь В.В. Барятинский расшифровал записки так: «Видишь ли, на какое молчание вас обрекло ваше счастье и ваше слово»; «Но когда Александр молчит, то Павел не возвещает» (то есть, когда Александр хранит молчание, его не терзают угрызения совести из-за убийства отца); «Я скрываю тебя, Александр, как страус, прячущий свою голову под крыло». В то же время заключение графологической экспертизы, выполненной по приказу великого князя Николая Михайловича, отрицало, что записки написаны рукой Александра I. С 1909 года подлинники записок считаются пропавшими.
Вопрос остается открытым
Окончательно ответить на вопрос, имел ли старец Феодор какое-либо отношение к императору Александру, историки до сих пор так и не смогли. Никаких подлинных документов, содержащих сведения о Федоре Кузьмиче, за исключением материалов дела об аресте и ссылке в Сибирь, не сохранилось, а дошедшая до нас история болезни императора Александра, воспоминания его окружения и ряд официальных документов, подтверждающих его кончину Таганроге, значительно подрывают веру в легенду о старце. В то же время ни в советский период, ни сегодня серьезной научной проверки, способной подтвердить или опровергнуть легенду о Федоре Кузьмиче, не проводилось. Среди альтернативных версий о происхождении загадочного старца существует предположение, что подвижник, по церковному благословению, принял на себя искупление грехов покойного Александра I, чем и объяснялись некоторые особенности его поведения. В частности, этим можно объяснить и его возможные слова о том, что его «уже отпели».

