07/01/25

Заявка Союза на вступление в НАТО: как отреагировали члены альянса на инициативу СССР

В 1954 году Советский Союз направил США, Франции и Великобритании предложение о вступлении в НАТО. Москва подчёркивала – только после включения в состав Североатлантического альянса СССР объединение перестанет быть военной группировкой и действительно превратится в оборонительный союз.

Вместе мы не сила

Руководители СССР, составляя заявку, прекрасно понимали, что удовлетворена она не будет. Само предложение носило чисто пропагандистский характер, и преследовало цель доказать всему миру, что НАТО направлена против Советского Союза и его восточноевропейских союзников.
Естественно, западные политики предложение отвергли. Они осознавали – членство СССР в военном блоке означает его паралич и саморазрушение.
Вступив в НАТО, Москва стала бы активно пользоваться правом вето на любые решения, противоречащие её интересам (в альянсе действует принцип единогласного принятия решений). Кроме того, Советский Союз получил бы информацию о планах дислокации, развития и использования стратегических сил США, чего допустить было нельзя.

Своё мнение

В официальном отказе указывалась совершенно иная причина: «Средства обороны членов НАТО были объединены с тем, чтобы коллективно обеспечить безопасность, которой они не могут достигнуть в одиночку перед лицом военного превосходства, достигнутого Советским Союзом в Европе с 1945 года».
Скорее всего, членство в альянсе было бы возможно, но при условии отказа СССР от своих внешнеполитических притязаний.
Но даже с распадом первого в мире социалистического государства в 90-х годах, Россию не спешили принимать в НАТО, хотя переговоры по этому вопросу начинали и Борис Ельцин, и Владимир Путин. В «клубе избранных» наша страна оказалась и после того, как в ней были провозглашены западные ценности как наивысшие. Впрочем, и это объяснимо. Россия – великая держава, которая всегда стремится действовать в своих интересах. Так, при членстве РФ в НАТО наверняка были бы невозможны бомбардировки Югославии. Да и во многих других вопросах «атлантическая солидарность» оказалась бы под угрозой. Очевидно, что Западу такие риски ни к чему…