За последние двести лет жители Москвы сталкивались с различными природными бедствиями. Например, в 1802 году в городе произошло землетрясение, которое продолжалось всего около двадцати секунд, но успело очень напугать местное население. Люди ощущали резкое головокружение и многие спешили покинуть свои дома, оставив шатающиеся столы и стулья. Работники на Спасской башне сообщили, что стены заметно тряслись.
Историк Николай Карамзин оказался свидетелем московского землетрясения и решил исследовать, были ли подобные события в истории города. Из летописей он узнал, что землетрясения уже дважды происходили в Москве: в 1445 и 1474 годах. Однако катаклизм 1802 года вызвал особый страх у суеверных горожан, которые рассматривали его как злое предзнаменование. Они вспомнили о нем спустя десять лет, во время Отечественной войны. Следующее землетрясение произошло в Москве в 1977 году. На верхних этажах башенных зданий интенсивность колебаний достигала четырех баллов (самые сильные землетрясения на Земле имеют магнитуду 9), а на вершине Главного здания МГУ – целых семь.
В памяти многих москвичей свежи воспоминания о смоге, накрывшем город летом 2010 года, когда горели торфяники. Из-за плотной дымовой завесы было сложно дышать. Именно тогда, более чем за десять лет до пандемии ковида, москвичи впервые массово надели на улице маски и респираторы. Окна в домах старались не открывать, а чтобы не мучиться от жары дома, включали кондиционеры, вентиляторы и увлажнители воздуха. Зимой природа «одарила» город другой крайностью – ледяным дождем. Это редкое явление, при котором дождевые капли замерзают при попадании в атмосферу с нулевой температурой. Обрывались покрытые льдом провода, некоторые кварталы на время остались без электричества. Деревья тоже с трудом выдерживали натиск стихии: покрываясь льдом, они за считанные минуты теряли равновесие и падали.
Майская катастрофа
В начале дня 29 мая 2017 года ничего не предвещало разгула стихии. Было пасмурно, но не дождливо, поэтому москвичи оказались совсем не готовы к урагану – многие, уходя из дома, даже не взяли с собой зонты. Внезапно начался сильный ветер: позднее выяснится, что его порывы были силой более 33 метров в секунду. Затем начался дождь с грозой, а в некоторых районах даже выпал град.
Фронт непогоды растянулся на рекордную для столицы ширину: от Внукова до Шереметьева. Больше других пострадали юго-запад и центр: Ясенево, Профсоюзная, Ленинский проспект, Воробьевы горы и Парк Горького, Кутузовский проспект и Кремлевская набережная.
Разрушения были колоссальными: почти тридцать тысяч деревьев ураганом вырвало с корнем из земли, а у более крепких были сломаны ветки, буквально летавшие над землей. Сотни домов получили повреждения кровли, рекламные щиты падали, не выдерживая порывов ветра. Автомобилисты, не успевшие попасть домой и укрыть свои машины, в лучшем случае встали в пробки, а в худшем – серьезно пострадали.
Падая, деревья, билборды и ограждения задевали людей. Всего за несколько часов в Москве от разгула стихии погибло двенадцать человек, а еще шестеро – в Подмосковье. В больницах оказалось две сотни пострадавших с переломами, черепно-мозговыми травмами и ушибами позвоночника. Общий ущерб от смертоносного урагана московские власти оценили в один миллиард рублей. Бедствий такого масштаба – как по числу жертв, так и по количеству разрушений – в Москве не было никогда.
Ураган 2017 года побил печальный рекорд своего «предшественника» двадцатилетней давности. Тогда, в 1998-м, погибло девять москвичей. В начале XX века Москва тоже пострадала от смерча. В 1904 году он полностью снес Люблино, Карачарово и Анненгофскую рощу, а также разрушил постройки в Лефортове и Сокольниках. По некоторым данным, тогда скончалось более ста человек и почти девятьсот пострадало. Если это действительно так, то ураган 2017-го все же не был самым ужасным в истории, но именно он запомнится нашим современникам.