Спитакское землетрясение 1988 года, в результате которого погибли по меньшей мере 25 тысяч человек, ненадолго сплотило народы СССР. На второй план отступил даже разгоравшийся карабахский конфликт – Азербайджан оказывал помощь Армении наряду с другими республиками. Вместе с тем, сразу же после землетрясения возникла версия о «сейсмическом геноциде армян» со стороны союзного центра.
«Мы не ожидали таких последствий»
О том, что катастрофа в Спитаке могла быть рукотворной, заговорили уже в 1988 году. Периодически данную тему и сейчас поднимают журналисты и блогеры в Ереване. Согласно этой версии, Москва испытала в Армении тектоническое оружие огромной мощи. Одна из задач военных, возможно, заключалась в том, чтобы армяне, шокированные трагедией, забыли о территориальных разногласиях с Азербайджаном. Тем самым должна была укрепиться целостность Советского Союза.
В качестве ключевого доказательства приводится тот факт, что ещё летом-осенью 1988 года Минобороны эвакуировало с полигонов под Спитаком и Кироваканом боевую технику. Командному составу этих воинских частей был предоставлен отпуск и они выехали в Россию. Кроме того, до армян доходили слухи о грядущем «большом испытании» — об этом шептались между собой члены семей советских военных. А после самого землетрясения солдаты по непонятным причинам оцепили пустырь под селом Налбалд, где почва провалилась на 3-4 метра. Предположительно, именно здесь был произведён вакуумный ядерный взрыв в карстовой пещере, равный по силе энергии 10 «обычных» атомных бомб.
Как «чистосердечное признание» расцениваются слова министра иностранных дел СССР Эдуарда Шеварднадзе, который в интервью зарубежным СМИ обронил следующую фразу: «Мы не ожидали, что последствия землетрясения будут такими катастрофическими». В феврале 1988 года тот же Шеварднадзе во время визита в Японию упомянул, что Советский союз располагает «четырьмя типами геофизических бомб».
Другая версия напрямую возлагает ответственность за Спитакское землетрясение на азербайджанских учёных-геологов, которые якобы разработали «методику дистанционного воздействия на очаг землетрясений», и с её помощью сумели сместить эпицентр толчков на территорию Армении.
Контраргументы
Сторонники традиционной версии считают, что миф об испытании тектонического оружия был искусственно создан в конце 1980-х годов, чтобы подогреть сепаратистские настроения в Армении.
У советского руководства, даже если оно планировало испытать сейсмическое оружие, не было никаких оснований подвергать риску густонаселенную территорию северо-западной Армении, где располагалось 300 населённых пунктов. Экономическое положение страны не позволяло обременять бюджет расходами на восстановление жилья для полумиллиона человек.
По словам геолога-геофизика Григория Шехтмана, механизмы воздействия на очаги землетрясений посредством взрывов в СССР действительно прорабатывались, но не с целью провоцирования природных бедствий, а для их предотвращения.
«Слухи о том, что Спитакское землетрясение в 1987 году было якобы «устроено» азербайджанскими и московскими сейсмологами с целью нанесения ущерба Армении, являются чистым вымыслом», — утверждает ученый (цитируется по статье в «Независимой газете»).
Стоит отметить, что землетрясения в пострадавшей местности и прежде не были редкостью. Например, в 1926 году произошло страшное Ленинаканское землетрясение с 300 погибшими. Плохая сейсмоустойчивость построек в этих местах объясняется не злым умыслом, а традиционной вороватостью советских строителей, которые по привычке «экономили» стройматериалы.
Так или иначе, Армения, обвинявшая в своих бедах Советский Союз, скорее проиграла от его распада, чем выиграла. Существовавшие общесоюзные планы восстановления Спитака и окрестностей к 1993 году так и не были реализованы. Даже сегодня, спустя 30 лет после трагедии, сотни семей из сельской местности проживают во времянках. Выделить жильё последним пострадавшим от землетрясения в Армении планируют в 2020 году.