15/03/22

«Железная леди» в СССР: почему Маргарет Тэтчер плакала на похоронах Андропова

В 1984 году СССР хоронил Ю.В. Андропова, а уже через год - К.У. Черненко. Эти, последовавшие одна за другой, смерти Генеральных секретарей ознаменовали собой конец целой эпохи. Уход из жизни руководителя великой державы неизменно становится событием не только для граждан самой страны, но и привлекает к себе пристальное внимание из-за рубежа. Именно так было и тогда. На похоронах последних генсеков присутствовали представители всех наиболее значимых стран мира. Побывала в СССР и премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер.

Тэтчер на похоронах Андропова

Присутствие «железной леди» на похоронах Ю.В. Андропова было не совсем ожидаемым событием. На похоронах Брежнева ее не было, тогда Британию представлял министр иностранных дел Фрэнсис Пим. Вызвано было ее отсутствие категорическим несогласием с политикой СССР, в частности, вводом советских войск в Афганистан.

Но на похоронах Андропова, человека, который долгие годы возглавлял КГБ, и в краткий период руководства страной заявлял о себе, как о последовательном борце с капиталистическим западом, госпожа Тэтчер была, причем даже пролила некоторое количество слез.

Скорбь над гробом – дело нормальное, но в большой политике, как известно, каждый шаг любой персоны рассматривается под микроскопом, и поэтому никто и ничего не делает просто так.

Сама «железная леди», вспоминая о своем приезде в СССР на похороны Андропова, отметила, что ее поразило полное отсутствие религиозной составляющей на похоронах генсека. Вспоминала она и о том, как ей было холодно. В частности, на встрече с Горбачевым, которая состоялась в Лондоне в декабре 1984 года, она, по словам Л.М. Замятина, тогдашнего посла СССР в Великобритании, сказала: «Я помню, как меня оберегали. Был мороз, а я в тонких чулках и в легком костюме».

Понятно, что Тэтчер мерзла и проливала слезы над гробом Андропова не по причине искренней симпатии к человеку, которого она едва знала.

Причина ее появления в Москве более прагматична. Как и положено выдающемуся политику, госпожа премьер-министр поняла, что в СССР назревают серьезные перемены. И она должна была своими глазами увидеть, какова ситуация в стране, которая на протяжении десятилетий была мощнейшим геополитическим соперником запада.

Она увидела Черненко, который должен был стать преемником Андропова, и убедилась в верности прогнозов своих аналитиков, что этот человек – тоже фигура временная. Как она написала в своих мемуарах, из-за холода ей посоветовали поменять туфли на меховые сапоги, что она и сделала. И далее: «Посмотрев на господина Черненко, я поняла, что в очень скором времени мне снова понадобятся зимние сапоги».

Она увидела и Горбачева, тогда – второго секретаря ЦК КПСС, председателя Комитета по иностранным делам Верховного совета СССР.

Профессор Оксфордского университета, британской политолог Браун Арчи писал в своих мемуарах о том, что фигура Горбачева заинтересовала Маргарет Тэтчер еще при жизни Андропова. И причина ее появления в Москве на похоронах генсека была в том, чтобы лично познакомиться с Михаилом Сергеевичем.

Последователи теорий заговора вообще утверждают, что Андропов был, несмотря на свою репутацию активного сторонника социалистического пути, едва ли не ставленником «англосаксонской олигархии». Отсюда, дескать, и слезы Тэтчер над гробом, и, главное, явное покровительство Горбачеву со стороны Андропова, который по указке Запада нашел человека, который развалит страну.

Это все, разумеется, маловероятно, но факт, что Тэтчер желала ближе познакомиться с Горбачевым, вполне очевиден. Неслучайно он еще при жизни Черненко получил приглашение посетить Лондон, где его принимали в декабре 1984 года почти как действующего главу СССР. После этой встречи премьер-министр Великобритании заявила: «Мне нравится господин Горбачев. С ним можно иметь дело».

Тэтчер на похоронах Черненко

13 марта 1985 года прощанием с К.У. Черненко в СССР завершилась «пятилетка пышных похорон». Снова по телевизору шла трансляция из Колонного зала Дома Союзов, звучали речи с трибуны Мавзолея, снова – артиллерийский лафет, могила у Кремлевской стены и всенародный траур. И снова СССР посетила госпожа Тэтчер.

На сей раз она была лучше готова к московской погоде. В ее воспоминаниях об этой поездке есть такие строки: «Небо было серое, температура - несколько градусов ниже нуля, очень промозгло. У меня нет шубы, и я постаралась получше укутаться, надела шерстяное пальто и сапоги на меху. В карманах я ношу теплые грелки, это немного спасает».

У гроба Черненко «железная леди» слез не проливала, и вообще, судя по всему, была настроена более позитивно. Во всяком случае, обратила внимание на почетный караул из, как она выразилась, «офицеров русской армии»: «То были очень изящные молодые люди, в прекрасно сшитых серых шинелях, белых перчатках, черных сапогах и серых меховых шапках». Описала Тэтчер и роскошные интерьеры Кремля, и даже портрет Ленина, произносящего речь на съезде молодежи. Госпожа Тэтчер выказала отменный вкус: это полотно Иогансона действительно выполнено в лучших традициях русской реалистической живописи.

Во время этого визита у Тэтчер состоялась оживленная беседа с новым лидером СССР. По протоколу на ее встречу с Горбачевым было отведено 15 минут, но на деле они проговорили почти час.

Нельзя сказать, чтобы на родине Маргарет Тэтчер все были в восторге от подобного интереса их премьер-министра к новоявленному лидеру СССР. Гуляла даже фраза кого-то из британских политиков о том, что у госпожи Тэтчер «слабеют колени, когда она видит этого обаятельного господина Горбачева». Можно встретить и намеки на то, что перед встречами с советским лидером «железная леди» старалась как-то особо принарядиться и даже надевала меха, хотя до этого никогда их не носила.

Все это, разумеется, из области домыслов. Жесткий и прагматичный политик Тэтчер прекрасно видела, что при Горбачеве курс его страны будет совсем иным и сделала все для того, чтобы усилить свое влияние на нового генсека. Кроме того, она стала посредником между Горбачевым и Рейганом, что способствовало сближению США и СССР.

Для ее личного статуса это было очень хорошо – Тэтчер быстро стала одним из самых авторитетных политиков на планете. А вот хорошо ли это было для нашей страны – споры не умолкают по сей день.