14/06/19

Жены Шамиля Басаева: что с ними стало

По слухам, у самого известного чеченского террориста Шамиля Басаева было 5 жен, однако подтвержденными являются только два брака. Впрочем, и они скрывают немало тайн. До сих пор доподлинно неизвестна судьба ни Индиры Джения, ни Элины Эрсеноевой.

Красавица и чудовище

Они были слишком разные: беспощадный боевик, собственноручно перерезавший глотки врагам и очаровательная школьная учительница с филологическим образованием, мечтавшая о принце на белом коне. Басаев приехал в Абхазию в конце августа 1992 года – через две недели после начала грузино-абхазского конфликта. Группа возглавляемых им боевиков приводила в ужас грузинских солдат, но вызывала уважение среди абхазцев. Они утверждали, что именно Басаев научил их воевать.

Впервые Шамиль Басаев увидел Индиру Джения в столовой, где питались местные ополченцы. Девушка с начала войны работала там официанткой. Не обратить внимания на красавицу с точеной фигурой, на которую засматривались все мужчины Гудауты, он просто не мог. Вскоре у них завязались отношения.

Подруг Индиры удивляло, что она могла найти в этом угрюмом и непривлекательном вояке. Вполне вероятно, что для девушки легендарный командир стал ее героем и одновременно возможностью вырваться за пределы абхазского захолустья. Ведь она неоднократно заявляла, что местные парни ей не ровня. И Басаев не разочаровал: уже на втором свидании он подарил своей избраннице огромный букет роз и дорогие духи.

Их редкие встречи проходили в тесных двухкомнатных апартаментах гостиницы «Черноморец», которые чеченец делил с тремя боевыми товарищами. Скромную свадьбу отыграли в июле 1993 года, когда Басаев проходил лечение после тяжелого ранения. Родители невесты настороженно восприняли известие о браке своей дочери, но приняли ее выбор. А вот родня Басаева невзлюбила Индиру. Девушка совершенно не вписывалась в образ мусульманской жены: она любила носить короткие юбки и обтягивающие джинсы, вела себя раскрепощенно и могла выпить. Позднее мать Шамиля все же заставила невестку принять ислам.

На счет детей Басаева и Джения ходят противоречивые слухи. Очевидно только, что первенцем был мальчик, за ним последовали то ли три, то ли четыре дочери. За воспитание сына взялась мать Басаева. Сам полевой командир тоже принимал участие в формировании кругозора своего наследника, к примеру, демонстрируя ему записанные на видеокассету сцены с казнями. «Пусть привыкает», – говорил террорист.

Каких-либо подробностей о жизни семейной четы нет. Одна из подруг Индиры рассказывала, что последний раз созванивалась с ней в 2004 году. Тогда жена Басаева сообщила, что у нее все в порядке, а дети ходят в английскую школу. Но потом добавила, что больше они не смогут общаться и в Чечне ее искать не следует, после чего связь оборвалась.

Судьбу Индиры Джения пыталась выяснить корреспондент «МК» Ирина Боброва, навестив ее отца Юрия, проживающего в селении Лыхны. Он сообщил, что более десяти лет у него нет никаких известий о дочери, нет у него и номера телефона по которому он мог бы с ней связаться. Но близкий знакомый Юрия признался корреспонденту, как при личном общении тот разоткровенничался и проговорился, что его дочь с детьми живет в Турции. По другим данным, Индира Джения может сейчас находиться в Нидерландах.

Деньги на побег

В ноябре 2005 года Шамиль Басаев в очередной раз женился. Очевидно, что к тому времени отношения с Индирой Джения серьезно разладились. На этот раз избранницей боевика стала уроженка Чечни, корреспондент газеты «Чеченское общество» 25-летняя Элина Эрсеноева. Басаев, выбор которого пал на девушку из глубоко религиозной семьи, видимо искал не просто спутницу жизни, но и соратницу. Ему нужны были ее журналистские таланты.

Элина к тому времени уже успела побывать замужем, однако в семье первого мужа к ней не очень хорошо отнеслись. Любопытно, что своего нового жениха она знала лишь заочно. Родственники Басаева сватали его, выдавая за чеченца-бизнесмена из Канады, который якобы открывает в Грозном филиал строительной фирмы. После церемонии похищения невесты Элину, как и полагается привезли в дом жениха. Когда же вместо канадца ей представили полевого командира у девушки, по словам очевидцев, от страха подкосились ноги. Она конечно же не могла не узнать Шамиля Басаева, лицо которого мелькало на всех центральных телеканалах.

В доме Басаева Элина находилась на протяжении 2,5 месяцев, хотя муж большую часть времени отсутствовал. Соратники Басаева снабдили новоиспеченную супругу босса компьютером, обязав ее собирать в интернете нужную информацию и отправлять ее на электронную почту мужу. Причем Элина была предупреждена: если она откажется им помогать, то родителей живыми больше не увидит.

Нахождение Эрсеноевой под постоянным контролем боевиков было вызвано соображениями безопасности, не столько ее, сколько самого Басаева. О том, кто стал ее мужем Элина никому не говорила. Правда об этом узнали российские спецслужбы и сразу попытались установить за девушкой слежку. Руководитель информационного центра Совета неправительственных организаций Чеченской Республики, Таиса Исаева, утверждает, что силовики не раз приходили в дом к матери Элины, Маргарите Эрсеноевой, но так ничего у нее и не выяснили.

Впрочем, доподлинно неизвестно, кто навещал Маргариту Эрсеноеву. По некоторым сведениям, к ней наведывались «лица кавказской национальности», спрашивали где дочь и угрожали расправой. А саму Элину неоднократно терроризировали по телефону. Как рассказывала мать девушки, гости интересовались неким кейсом, находившимся у Басаева.

Так продолжалось до 17 августа 2006 года. В этот день, согласно распространенной версии, Элина Эрсеноева была похищена в центре Грозного неизвестными в камуфляже. Установлено, что за несколько дней до похищения девушка обратилась в Международную хельсинскую федерацию по правам человека с просьбой о помощи в связи с тем, что ее на протяжении нескольких месяцев преследуют некие силовые структуры и угрожают физической расправой. Она выразила уверенность, что это напрямую было связано с деятельностью ее мужа.

Сам Басаев к тому времени был уже мертв. Его уничтожили федеральные силы в ночь на 10 июля 2006 года в районе села Экажево. По словам Элины, через несколько дней после гибели мужа к ней приходили «люди в штатском», говорили, что все про нее знают, но ни в чем не обвиняют. Вечером в день похищения Элина связалась со своей матерью и сказала, что с ней все хорошо и ее скоро выпустят. С тех пор ее больше не слышали и не видели.

Существует и другая версия исчезновения последней жены Басаева. Согласно ей, Элину Эрсеноеву никто не похищал, она просто уехала за границу. Есть сведения, что незадолго до «похищения» девушка получила загранпаспорт и попросила родных ее не искать. По информации газеты «Известия», она сейчас проживает в Соединенных Штатах, где ей предоставили политическое убежище. Деньги для безбедного существования за рубежом у Эрсеноевой вероятно были. Говорят, что Шамиль Басаев завещал ей 7 миллионов долларов.

У самого Басаева на зарубежных счетах находилось около 70 миллионов долларов. По данным российских спецслужб, еще до ареста счетов часть средств полевой командир успел перевести кому-то из своего окружения. Если деньги действительно достались Элине, то она вряд ли даст себя обнаружить.