Жители Сталинграда: как они пережили самую страшную битву в истории

Когда закончилась Сталинградская битва, в эфире британской радиостанции «Би-би-си» прозвучали такие слова: «Сталинград поглотил гитлеровские армии. Польша была завоевана за 28 дней – за 28 дней в Сталинграде немцы успели захватить несколько домов. Франция пала за 38 дней – в Сталинграде за 38 дней немцам удалось перебраться с одной стороны улицы на другую…». Грандиозное сражение продолжалось с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года.

Дети, женщины и старики

Все эти 200 дней в городе, превратившемся в огромное поле битвы, продолжали жить и даже работать мирные люди, преимущественно – женщины, дети и старики. Их подвиг не так известен, как подвиг бойцов РККА, отстоявших город, но от этого он не становится менее значимым.

«Большинство … организаций данное мероприятие недооценивают и постройкой переправ не занимаются…»

Вопрос об эвакуации мирных жителей Сталинграда и по сей день остается наиболее болезненным. Широкое распространение получила версия о том, что горожан не эвакуировали по прямому распоряжению Сталина. Это, разумеется, миф, поскольку нет ни одного документа, который подтверждал бы подобный приказ, как нет и ни одного свидетельства о том, что Сталин произносил что-то подобное устно.

Тем не менее эвакуация мирного населения так и не была в полной мере завершена. В городе весь период битвы оставались около 100 тысяч гражданского населения. Причиной этому стали трудности военной обстановки.

Население города на начало войны составляло от 500 до 612 тысяч человек. Но к середине лета 1942 года это число увеличилось за счет беженцев из окрестных городов и сел, а также за счет эвакуированных ленинградцев, жителей Украины, Смоленска, Курска и др. По разным подсчетам, число беженцев и эвакуированных составляло от 500 до 700 тысяч человек. Кроме того, в Сталинграде скопилось огромное количество эвакуированных грузов, различных материальных ценностей и огромные стада племенного скота. Все это необходимо было переправить на другой берег Волги.

Еще весной в городе были созданы пункты переправы и штабы, которые организовывали эвакуацию, работали 28 переправ и три понтонных моста. До начала сражения было эвакуировано более 400 тысяч человек, и огромное количество грузов и скота. С момента начала сражения, то есть, с 17 июля, и до 23 августа, когда произошла первая бомбардировка города, было эвакуировано еще 100 тысяч человек. Эти данные, со ссылками на архивные документы, приводят в своих трудах историки А. Исаев, М. Скворцов.

Доказательством того, что власти занимались эвакуацией мирного населения, служит документ проверки состояний переправ на 20 августа 1942 года, подписанный комиссаром Степановым и подполковником Крюминым. В нем они пеняют начальнику Сталинградского областного совета за неважное состояние переправ. Есть и такие строки: «Проверка показала, что большинство предприятий и организаций данное мероприятие недооценивают и постройкой переправ не занимаются». То есть, работали по большей части, переправы, организованные военными. Гражданские власти в силу разных причин, среди которых, следует указать, безусловно, и страшную неразбериху, царившую в те дни в городе, и убежденность в том, что немцы до Сталинграда не дойдут (бои шли более чем в 100 километрах от города), переправами занимались не слишком активно.

Общее настроение в городе характеризует еще и такой факт. 15 августа 1942 года было принято постановление «Об эвакуации гражданского населения из районов боевых действий Красной Армии», в котором шла речь о жителях окрестных станиц. И в тот же день был подписан другой документ – рутинное ежегодное постановление о предстоящем начале учебного года. В городе готовились открывать школы после каникул, работали предприятия, магазины и кинотеатры.

А 23 августа началась первая ковровая бомбардировка Сталинграда, превратившая жизнь гражданского населения в ад.

Эвакуация продолжалась и после 23 сентября. Из-за бомбежек делали это, преимущественно, по ночам. По разным подсчетам, в сентябре было переправлено на другой берег от 300 до 400 тысяч человек, в основном, женщин и детей.

Тем не менее к началу уличных боев в Сталинграде оставалось около 100 тысяч гражданских, которые не эвакуировались по тем или иным причинам.

«Для солдата за Волгой земли не стало»

Гражданское население Сталинграда все дни боев вынуждено было прятаться в подвалах, бомбоубежищах, а подчас и в кое-как вырытых землянках. Из-за непрерывных бомбежек, пожаров и обстрелов все эти люди оказались без крова.

Город был поделен на две части: большая его часть оказалась в руках у немцев, наши войска были оттеснены почти к самой Волге. В этой ситуации мирные жители стали для бойцов РККА самым действенным «заградотрядом». «За спиной был живой город, где кричали раненые дети и обезумевшие матери, и поэтому для солдата за Волгой земли не стало» — эти слова из дневника защитника Сталинграда стали широко известны именно из-за того, что они так точно отражали положение дел.

В подвалах прятались женщины и дети, и бойцы РККА прекрасно об этом знали. В известном доме Павлова, который стал символом стойкости защитников города, в разгар боев одна из женщин родила девочку. Пеленками малышке служили солдатские портянки, ничего другого бойцы дать ей не могли.

Люди скрывались и в бомбоубежищах. В отчете майора милиции Бирюкова сказано: «на Республиканской № 69 в убежище находятся с 24–25 августа около 1000 человек, преимущественно женщин, детей ... Убежище переполнено, освещения нет, пользуются лучиной. Для питания выдается по 250 гр. муки. Воду берут из Волги. Медобслуживание отсутствует… в бомбоубежище под Драмтеатром живут с 24–25 августа около 400 человек, в том числе около 200 детей и 40–50 человек престарелых... Проживающие в убежищах и укрытиях граждане не имеют своего крова».

Выжили эти люди лишь потому, что солдаты делились с ними своими пайками. Но и в этих условиях горожане продолжали трудиться. Ни на один день не остановилась работа металлургического завода «Красный Октябрь», тракторного завода, занимавшегося выпуском танков, артиллерийского завода.

Участь жителей, оказавшихся на территории, оккупированной немцами, была еще тяжелее. К голоду и холоду добавились расстрелы, грабежи и издевательства, чинимые немцами. Кроме того, согласно немецким же документам, на работы в Германию было отправлено более 60 тысяч жителей Сталинграда. Евреев, коммунистов и всех подозрительных расстреливали на месте.

Когда битва за Сталинград завершилась полной победой Красной армии, в городе в живых осталось немногим более полутора тысяч гражданских лиц.