15/12/25

«Золотой дух»: в каких случаях «деды» в советской армии не трогали новобранцев

Феномен «дедовщины» в Советской Армии был не просто хулиганством, а сложной закрытой системой со своей иерархией, правилами и сленгом — чем-то сродни воровским «понятиям». Центральное место в этой системе занимал «дух» — новобранец, чьи первые полгода службы определялись абсолютным бесправием.

«Дух»

«Духом» после принятия присяги становился каждый военнослужащий срочной службы. Как отмечает историк и собиратель армейского фольклора Николай Каланов, в контексте казармы это была личность «бесплотная, бесполая, неумелая и безмозглая». «Дух» был лишен прав и предназначался для самой грязной и черной работы.

Циничный армейский фольклор красноречиво отражал его положение: «Один "дух" заменяет двух [здесь варьировался род войск или техники]». Социолог Константин Банников в своих работах прямо называет «духов» низшей, абсолютно бесправной кастой в армейской иерархии.

Феномен «золотого духа»

Однако в этой жестокой системе существовало уникальное и парадоксальное исключение — «золотой дух». Это был обычно единственный в подразделении солдат младшего призыва, которого старослужащие («деды») по негласному правилу выделяли особым статусом.

Фантом ДНК: как советский ученый доказал существование души

«Золотого духа» не заставляли прислуживать, не нагружали унизительной работой. Гнобить его считалось дурным тоном и этот могло караться самими же «дедами». Этот статус был не личной привилегией, а скорее элементом ритуала, укреплявшего саму систему.

«День золотого духа»

Коллективизм «золотым духам» все же свойственен, но он всегда хронологически ограничен: там, где в советской армии бытовала эта традиция, «духи» становились «золотыми», когда у «дедов» сакральный стодневный срок до приказа об увольнении по времени ополовинивался. Этот временной «водораздел» становился «Днем золотого духа»: «деды» «менялись» статусами с «духами» – по идее, старослужащий должен был исполнять все приказания военнослужащих младшего призыва, эта традиция походила на подобие ролевой игры.

На деле «духи», как правило, не злоупотребляли предоставленными возможностями, и привилегиями не пользовались – понимали, что «День золотого духа» скоротечен, и по его прошествии все вернется на круги своя. Самые строгие приверженцы соблюдения правил «Дня золотого духа» скрупулезно следили, чтобы «деды» не отыгрывались на «духах», отмщая им после этой временной «передышки», Когда такие случаи все же отмечались, «золотой день» могли и повторить.