—
После церковного раскола XVII века прошло уже больше трех столетий, а большинство так и не знают, чем отличаются старообрядцы от православных христиан. Не надо так.
Терминология
Разграничение понятий «старообрядчество» и «православная церковь» достаточно условно. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют нововерцами или никонианами.
В старообрядческой литературе XVII — первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался.
Старообрядцы называли себя по-разному. Староверами, древлеправославными христианами...Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие».
В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь». Широкое распространение термин «старообрядчество» получил только к концу XIX века. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишенные церковно-вероисповедного единства
Перста
Хорошо известно, что во время раскола двуперстное крестное знамение было изменено на трехперстное. Два перста — символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три перста — символ Святой Троицы.
Трехперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных Автокефальных Церквей, после того, как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трехперстного Крестного знамения. Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры.
Согласия и толки
Старообрядчество далеко неоднородно. Есть несколько десятков согласий и ещё больше старообрядческих толков. Существует даже поговорка: «Что ни мужик то толк, что ни баба, то согласие». Главных «крыльев» старообрядчества три: поповцы, беспоповцы и единоверцы.
Исус
В ходе никоновской реформы была изменена традиция написания имени «Исус». Удвоенным звуком «и» стала передаваться длительность, «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналогии которому нет в славянском языке, поэтому произношение «Иисус» более соответствует Вселенской практике звучания Спасителя. Однако старообрядческий вариант ближе к греческому источнику.
Различия в Символе веры
В ходе «книжной справы» никоновской реформы были внесены изменения в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна».
Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого».
Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.
Всего в Символ веры было внесено около 10 изменений, что явилось главным догматическим расхождением между старообрядцами и никонианцами.
Навстречу солнцу
К середине XVII века в Русской церкви установился всеобщий обычай совершать крестный ход посолонь. Церковная реформа патриарха Никона унифицировала все обряды по греческим образцам, но нововедения были не приняты старобрядцами. В результате новообрядцы совершают движение во время крестных ходов противосолонь, а старообрядцы совершают крестные ходы посолонь.
Галстуки и рукава
В некоторых старообрядческих церквях в память о казнях во времена Раскола запрещено приходить на службу с закатанными рукавами и при галстуках. Народная молва ассоциирует закатанные рукава с палачами, а галстуки с виселицами. Хотя, это только одно из объяснений. Вообще, у старообрядцев принято носить на службы специальную молельную одежду (с длинным рукавом), а галстук никак не повяжешь на косоворотку.
Вопрос креста
Старообрядцы признают только восьмиконечный крест, тогда как после реформы Никона в православии равночестными были признаны четерых и шестиконечные кресты. На табличке распятия у старообрядцев обычно написано не I.Н.Ц.I., а «Царь Славы». На нательных крестах у староверов нет изображения Христа, поскольку считается, что это личный крест человека.
Сугубая и трегубая Алилуйя
В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение «аллилуии» было заменено на трегубое (то есть на тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава тебе Боже» стали произносить «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже».
По мнению новообрядцев тройное произнесение аллилуии символизирует догмат о Святой Троице.
Однако старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, Боже» уже является прославлением Троицы, поскольку слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова Аллилуиа («хвалите Бога»).
Поклоны на службе
На службах в старообрядческих церквях развита строгая система поклонов, запрещена замена земных поклонов на поясные. Поклоны бывают четырёх видов: «обычный» — поклон до персей или до пупа; «средний» — в пояс; малый земной поклон — «метание» (не от глагола «метать», а от греч. «метанойя» = покаяние); великий земной поклон (проскинеза).
Метания были запрещены Никоном в 1653 году. Он разослал по всем московским церквям «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны».
Руки крестом
Во время службы в старообрядческой церкви принято складывать руки крестом на груди.
Четки
Православные и старообрядческие четки отличаются. В православных чётках может быть разное количество бусин, но чаще всего используются чётки с 33 бусинами, по числу земных лет жизни Христа, либо количеством, кратным 10 или 12.
В старообрядчестве практически всех согласий активно используется лестовка — чётки в виде ленты со 109 «бобочками» («ступенями»), разделёнными на неравные группы. Лестовка символически означает лестницу от земли на небеса.
Крещение полным погружением
Старообрядцы приемлют крещение только полным троекратным погружением, тогда как в православных церквях допускается крещение обливанием и частичным погружением.
Монодическое пение
После раскола православной церкви старообрядцы не приняли ни новый многоголосный стиль пения, ни новую систему нотной записи. Сохраняемое старообрядцами крюковое пение (знаменное и демественное) получило своё название от способа записи мелодии особыми знаками — «знаменами» или «крюками».
Неточность уже в названии статьи заложена. Могут ходить в храмы РПЦ, сам так делаю, чтобы свечи ставить и записки подавать за родителей. Потому, кок в старообрядческой можно только за тех, кого в ней отпевали.
А чтобы отпеть в ней, необходимо прижизненные исповедания и причастия в том самом храме.
Запрещено лишь МОЛИТВЕННОЕ общение с никонианами.
Среди специальной одежды для молитвы у мужчин рубаха-косоворотка и кафтан.
Приветствуется специальный пояс(всё это продают в церковной лавке в Рогожском посёлке.
Женщинам- двойной платок(хиджаб отсюда мусульманами взят). Нижний называют повойник, в нём венчали. Платья/юбки — лучше до пола, низкий каблук.
На молитве мужчины держат руки скорее не скрещенными, а одна поверх другой. Верхняя только правая.
Лестовка(православные чётки) имеет 103 бобышки плюс 6. Потому что в монастырях Василия Великого ровно столько узлов содержала вервица в 4 веке, для неграмотных послушников.
Лестовка разделяет «бобышки» тремя крупными на 4 поля. !2 штук — число апостолов, 38 — недель и 2 дня пребывание Спасителя во чреве Богородицы, 33 — земные лета Христа, 17 — пророчеств о Нём в Ветхом Завете.
И четыре треугольника, сшитых попарно, продетых один в один — 4 апостола евангелиста плюс Троица.
Три крупные бобышки плюс 6 добавленных(три у «земли», три у «неба») — это 9 ангельских чинов.
Ещё можно отметить
Можно добавить о делении территории внутри храма на мужскую и женскую половины. Это либо передняя и задняя, либо правая и левая, как в Покровском Кафедральном соборе.
Ваша версия о запрете галстука ещё куда ни шло. Но «закатанные рукава» палачей! Дело в том, что шорты запрещены также, как короткий рукав, сколько бы градусов жары ни было. Тоже от палачей? )
Я слышал, что фрагменты обнажённого тела просто не способствуют сосредоточию на молитве.
По тем же соображениям рекомендуется шить подручник из неярких лоскутов. На лицевой стороне он имеет 4 квадрата, вписанных один в другой с поворотом на 90 градусов; четырёх полос(дорог) по периметру и 4 маленьких квадратов по углам.
Вы правильно расписали поклоны. Но они бывают с предварительным сотворением креста и без такового.
Например, когда просят священника : Честный отче(если епископа — Владыко), прости и благослови! То кланяются в землю, не крестясь и так же после благословения. После благословения и целования запястья и плеча, священник говорит: Христос посреди нас! А просящий благословения отвечает: Есть и будет!
Этот же диалог звучит во время поклонения иконе. Староверы никогда не целуют икон, которым молятся и ставят свечи. Только в праздничные дни, когда выставляется для поклонения икона праздника.
Подходят к ней попарно через раз мужчины и женщины. Делают 2 земных поклона, целуют правую ножку Спасителя или правую руку Богородицы(другого Святого), при этом правую и левую руку с двуперстиями скрещивают на груди, правая всегда сверху. После третий земной поклон(все великие) и земной поклон без крестного знамения лицом друг к другу. Справа говорит первым, а слева отвечает ему.
Ещё одна особенность молитвы по старому чину — синхронность. Всё делается осознанно и одновременно.
Не как в новых церквях — кто в лес, кто по дрова! )
А могут ходить с 1975-го года, когда господствующая церковь сняла проклятия , наложенные на староверов на соборах 1966/67 гг.
Православная церковь ранее этого признала «ошибки» по отношению к староверам и публично принесла покаяние за это.
РПЦ кроме снятия клятв на двуперстие и старые обряды более ничего не сделала. Таким образом, с 1975 года правящая церковь считает и старые, и новые обряды равноспасительными.
При этом, новообрядец не имеет права молиться вместе со староверами в храме последних. Только в качестве экскурсии постоять в притворе церкви «без молитвенных движений(действий). За этим строго смотрят(уставщик и помощники).
Признала «ошибки» и покаялась Русская Православная Церковь за рубежом имелось ввиду.
Относительно креста.
Мне бабушка объясняла, что в повседневной жизни христианин посещает всякие нечистые места, тот же нужник, и не дело туда Исуса Христа таскать.
А потом, крест — это символ, который должен быть всегда на груди, носимый скрытно. Когда же на кресте изображён распятый Спаситель, он становится иконой. В каждом православном храме таковая имеется.
А икону возможно носить на себе лишь открыто, поверх одежды. То же относится к бесчисленному количеству изображений небесных покровителей в миниатюре, продаваемых в церковных лавках.
В Символе Веры вы привели не самую вопиющую из 10 правку. Противопоставляющий союз «а». За что действительно староверы готовы были идти до последнего, это против изъятия определения «истинного» у Духа Святого.
«И в Духа Святого, Господа ИСТИННОГО и Животворящего, иже от Отца исходящего, иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки ..»
Тем более текст Символа Веры принят на Вселенском Соборе и менять в нём что-либо, даже знак препинания, не то что букву строго недопустимо!
Особо хочу отметить Причастие Святых Даров.
У староверов не принято причащать каждое воскресение. Причастие рассматривают, как торжественный момент. Происходит, как правило, в один из 4 постов. К Причастию не допускаются курильщики, мужчины-брадобрийцы, не венчанные супруги(пребывающие во блуде) .. Причастию предстоит серьёзная подготовка. В течении недели нужно постится сухоядением и пройти подготовку, одну из четырёх видов. Пребывая все службы в храме, читая Псалтырь, кафизмами или молясь по лестовке. Последнее за каждый церковный богослужебный круг 10 лестовок(109*10 поклонов). Из них 380 земных, остальные- в пояс.
И так 7 дней. Начинают причащать на 8-ой день в 5 утра, пока в храме только причастники и священники.