15/09/16

Кто такая Баба-яга

В дремучем лесу, в самой чаще, стоит избушка на курьих ножках. В избушке, на печи, на девятом кирпичи лежит Баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит. Она, вроде бы, старушка, да не простая. Кто она, Баба-яга? Да и старушка ли она вообще?

Тот образ Бабы-Яги, к которому мы привыкли и который с детства видели в советских киносказках и мультфильмах – это художественная адаптация фольклорного образа. Страшная или комичная, обаятельная и эксцентричная, Баба-Яга на советский лад – это всегда грязная горбатая старуха в лохмотьях. Главной Бабой-Ягой отечественного кино можно по праву считать народного артиста РСФСР Георгия Милляра: ему четырежды пришлось вживаться в роль сварливой горбуньи.

В советском кинематографе завершился долгий путь вочеловечения Бабы-Яги. По-настоящему долгий: образ зародился в доисторические времена.

В фольклоре, в народных сказках, она тоже чаще всего предстаёт старухой: не даром она баба. Но женские черты в ней гиперболизированы. Баба-Яга часто женщина с огромной грудью: «титьки» у неё то «через порог» лежат, то «через грядку», а то и вовсе «на крюку замотаны». Так подчёркивается, что Яга – мать. Но не людям, а, живущая в лесу, она мать здешних обитателей, хозяйка леса.

В некоторых сказках она остаётся хозяйкой леса, но перестаёт быть женщиной и превращается в лешего.

Метаморфозы Яги не редкость. В устах пересказчика она может стать не только лешим, но и чёртом, и животным – и даже одноглазым великаном. Но, кем бы она ни была, она всегда связана с загробным миром. Она – привратник Царства Мёртвых, а избушка на курьих ножках – это ворота в Царство, вернее, из Царства.

Именно поэтому герою сказки нужно «повернуть» избушку лицом к себе, чтобы войти в неё. И поэтому Яга восклицает: «Фу, фу, фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух в ложку садится, сам в рот катится». Герой для Бабы-Яги не только русский, но и живой. Ей, обитательнице загробного мира, противен его «живой» запах, она хочет его умертвить.

Иногда на месте Яги в сказках оказывается животное: козёл, медведь, волк. Это превращение свидетельствует о происхождении образа Бабы-Яги.

На ранних стадиях развития общества мальчики, достигшие половой зрелости, проходили обряд посвящения. Для того, чтобы «войти» в мир взрослых, сейчас юношам достаточно получить паспорт. Раньше процедура была более сложной: мальчиков испытывали в течение нескольких дней. Их унижали, избивали, делали им обрезание, даже отрубали пальцы. Таким образом, мальчик «умирал», чтобы воскреснуть новым человеком.

А проходил обряд всегда в лесу, в специальной избе. И символизировала изба тотемное животное, которое поглощало неофита, забирало его в Царство Мёртвых, а затем возвращало обратно.

В народных сказках у избушки сохранился рудимент её животного прошлого: курья ножка. А само животное постепенно превратилось в обитателя избы, в Бабу-Ягу.