На территории России не так много мест, где русские одерживали военные победы над американцами. Одно из них – дальневосточный Партизанск (бывший Сучан). В его окрестностях летом 1919 года лесные бойцы под командованием большевика Сергея Лазо нанесли огромный урон американским интервентам.
Партизаны против американцев
Американский экспедиционный корпус на Дальнем Востоке, которым командовал генерал Уильям Грейвс, старался не вмешиваться в российскую Гражданскую войну, сосредоточившись на защите интересов Антанты. Одним из важнейших объектов, который охраняли американцы, была Сучанская железнодорожная ветка. По ней во Владивосток перевозили уголь, добываемый на сучанских копях. Его использовали в качестве топлива на союзнических пароходах.
С весны 1919 года американское командование пыталось не конфликтовать с развернувшимся в этих местах движением красных партизан. Однако нейтралитет вскоре был нарушен. Летом 1919 года главным командиром партизанских отрядов стал член Владивостокской подпольной ячейки РКП (б) Сергей Лазо. Новый командующий изменил тактику, решив перейти к полномасштабной партизанской войне против всех - и белых, и интервентов. Под удар попали также американцы, стоявшие лагерями в Сучанской долине.
«Мы должны захватить железнодорожную ветку, взорвать подъемники, мосты, пускать под откос поезда, парализовать дорогу, чтобы белогвардейцы и интервенты не получили ни одного вагона сучанского угля», - такую задачу поставил Лазо перед своими подчинёнными (цитируется по книге его биографа Моисея Губельмана "Лазо").
Солдаты армии США оказались не готовы к стремительному наступлению партизан в июне-июле 1919 года и понесли большие потери.
Бой в Романовке
Больше всего известно об обстоятельствах ночного штурма Романовки 25 июня (в американской историографии это событие именуется «романовской бойней»). Цемухинский отряд под руководством самого Лазо атаковал лагерь 3-го взвода, стоявший на поляне в полутора километрах от села. Здесь находились в общей сложности 72 человека под командованием лейтенантов Гарри Крейгера и Лоуренса Батлера. Под покровом ночи 300 русских партизан заняли господствующие высоты и в 4 часа утра открыли огонь по спящим в палатках американцам. Интервенты были застигнуты врасплох. Батлеру, который сам получил тяжёлое ранение в челюсть, пришлось уводить своих людей с открытого пространства на окраину села. Отступление прикрывали стрелки Рой Джонс, Джордж Старки и Эммит Лансфорд.
Но неприятности ждали американцев и в самом селе. Не меньше 10 человек подстрелил, не выходя со своего двора, крестьянин Мина Пастухов, вооружённый охотничьей винтовкой системы Бердана. Заняв часть домов в Романовке и разместив раненых, Батлер отправил добровольцев в соседнее село Ново-Нежино – за дополнительными силами. Тем временем сохранившие боеспособность солдаты старались не пустить наступающих цепями партизан в деревню. Поезд с американским подкреплением (58 солдат и пулемётчиков) прибыл в Романовку около 8 часов утра, после чего партизанская атака прекратилась. Были убиты по крайней мере 19 американцев, многие получили ранения.
«Земля была усеяна истекающими кровью телами американских солдат», - с ужасом вспоминал лейтенант Кендалл. По его словам, нападавшие применяли пули дум-дум.
Итоги наступления
Отряд Владивостокова отчитался об 80 уничтоженных американцах в районе деревни Казанка. Цемухинцы и майхинцы, которыми непосредственно командовал Сергей Лазо, по воспоминаниям очевидцев, в общей сложности уложили сотню интервентов. Однако историки считают эти цифры завышенными, учитывая, что американцы были вооружены пулеметами, а у партизан мощного оружия не было.
Несмотря на смелую вылазку, Лазо не добился особых результатов. Действия красных лишь спровоцировали ответный удар интервентов и белогвардейцев. Партизаны вынуждены были уйти далеко в тайгу, где практически безвылазно просидели до декабря 1919 года. С американцами они больше не воевали: те эвакуировались из Приморья в начале 1920 года.