09/12/13

7 "анархий" Петра Кропоткина

9 декабря 1842 года родился Петр Кропоткин, ученый и философ мирового масштаба, отец русского анархизма. Кропоткин никогда не шел на сделки с совестью, отрицал любую власть, верил во взаимопомощь и людей.

1
Лай и вой

Кропоткин не терпел всякое нарушение свободы. В Пажеском корпусе, где учился Петр Алексевич, ротный командир Федор Фон-Бревен взял себе за правило присутствовать в классе при самостоятельной подготовке учеников, но Кропоткин заявил: "Тут место инспектора классов, а не ротного командира". За это откровенное нарушение дисциплины и субординации его посадили в карцер. Здесь Петр не стал терять времени даром. Изнывая от праздности и скуки, он решил научиться лаять и выть. Из карцера арестанта освободили досрочно: стали возникать сомнения относительно вменяемости Кропоткина. Он был вменяем, гораздо больше, чем его тюремщики.

Сам он об этом вспоминал так:
"Я умел передавать лай собаки на луну, представлял, как лают две собаки при встрече, одна огромная и сильная, лающая басом на маленькую собачонку, которая в ответ, поджав хвост, тявкает со страхом из-за угла на большую, и т. д. Это, казалось бы, совершенно бесполезное занятие впоследствии имело практическое значение. Когда я плавал по Амуру в почтовой лодке, то ночью мое уменье лаять по-собачьи оказывало нам большую пользу. Часто, плывя в темноте в безлунные ночи по реке, мы с трудом различали очертания берегов и не знали, где находятся селения. И всякий раз, когда нужно было пристать к берегу, мой товарищ, командир почтовой лодки, серьезно говорил мне: «Петр Алексеевич, будь так добр, полай немножко». 

Я не заставлял себя просить, и мой звонкий лай тотчас же разносился по широкой реке. Через несколько минут на мой лай отзывались собаки из селений на берегу, и мы могли тогда легко ориентироваться и приставали к берегу. Так в жизни всякое знание может пригодиться".

2
Хождение в народ

Семья Кропоткина принадлежала к древнему роду князей Смоленских. У его отца было 1200 крепостных в нескольких имениях разных губерний. Петр Алексеевич в своей принципиальности идущий до конца, никогда благами своего происхождения не пользовался. Напротив - Петр Алексеевич бежал от столичной жизни, его географические изыскания связаны с Сибирью, Амуром и Северной Европой.  Уже будучи членом географического общества, подававшим виды ученым, Кропоткин мог после ужина в Зимнем дворце поехать на Васильевский остров, где переодевался в "простые рубища" и проводил в народе агитацию идей  интернационала рабочих, которые борются за свои права.

3
Без власти

В отличие от "кабинетных теоретиков" Кропоткин всю жизнь "работал на земле". В своих экспедициях по Сибири и Дальнему Востоку Кропоткин разуверился в царских реформах, увидел суровую абсурдность всякого порабощения. Но в Сибири же Кропоткин и увидел положительный пример проявления власти. Губернатор Восточной Сибири Муравьев-Амурский освободил тысячу каторжников, и расселил их в низовьях Амура. Кто был женат, к тому приехали их жены. Для холостых освободил из женской каторжной тюрьмы несколько сотен баб. Обвенчал и сказал им: "С Богом, детушки. Вы теперь свободны. Обрабатывайте землю, сделайте ее русским краем, начните новую жизнь". Опыт губернатора удался, а Кропоткин сделал для себя очередные выводы.

4
Отказ от власти

Вклад Кропоткина в географию трудно переоценить. Он предсказал, ещё до открытия, наличие Земли Франца-Иосифа, обнаружил в Финляндии следы Великого ледника, сделал несколько  карт Сибири и Азии, доказал существование ледника на месте Сибири и Северной Европы. Конечно, такие научные заслуги должны были вознаградиться. Кропоткину предложили стать почетным секретарем Русского географического общества, но Пётр Алексеевич отказывается: ему кажется неправильным мчаться вверх по научной карьерной лестнице, тогда как в мире столько голода, нищеты и несправедливости.

5
Россия. Тюрьма

Доклад Кропоткина 21 марта 1874 года о Ледниковом периоде был встречен с восторгом в Русском географическом обществе. На следующий же день Петра Алексеевича арестовали за участие в подпольном кружке. Как известному ученому, Кропоткину сделали послабление режима милостью самого императора. Он мог читать книги, которые стал заказывать в немыслимом количестве, и мог писать: чернила и бумагу Кропоткину также давали.  В итоге, за два года Петр Кропоткин, кроме того, что перечитал книги на русском, итальянском, французском, выучил два новых для себя языка: норвежский и шведский. Очень много писал. Именно в Петропавловской крепости Кропоткин написал свой труд "Исследования о Ледниковом периоде".

Кропоткин стал единственным арестантом Петропавловской крепости, которому удалось из неё бежать. 30 июля 1876 года Кропоткин совершил побег из арестантского отделения военного госпиталя. Показательно, что свое внезапное УДО Петр Алексеевич отметил в фешенебельной ресторации "Додона". Расчет Кропоткина оправдался: его поиски проходили по ночлежкам и консперативным квартирам, в рестораны никто не заглядывал. "Хочешь что-то спрятать - положи на самое видное место".

6
Европа. Тюрьма

После своего громкого побега, Кропоткин отправляется в Швейцарию. Там он стал первым среди равных в обществе европейских анархистов. Юрская Федерация даже отправляет Кропоткина на международный конгресс в Лондоне. Петра Алексеевича "замечают", но, к сожалению, не только доброжелатели. Швейцарские власти избавляются от опасного гостя, во Франции же Кропоткина сажают на пять лет по подозрению в соучастии организации взрывов в Леоне. За арестанта вступаются Герберт Уэллс, Виктор Гюго,Герберт Спесер, Чарлз Суинберн, но эти протекции долгое время не будут иметь веса . Через  3 года, в январе 1886-го,  Кропоткина отпускают досрочно.

7
Похороны анархизма

До 1917 года Кропоткин жил в Лондоне. Керенский писал Петру Алексеевичу, предлагал ему должность в любом из министерств, но теоретик анархизма отказался. Он написал, что считает ремесло дворника или же чистильщика сапог более честным и полезным, нежели служба государству.

В Россию Кропоткин приехал, и приезд его стал настоящим событием. Революции в том виде, в каком она предстала Кропоткину, он не принял. Кропоткин даже спорил с Лениным, но понимал, что переломить ситуацию уже не способен. Он снова пресыщается столичной жизнью и едет жить в Дмитров. У Кропоткина была "окончательная бумажка" от советской власти, по которой ему, Петру Алексеевичу, должны были оказывать любую помощь на местах.

Смерть Кропоткина стала знаковым событием 1921 года. Похороны были проведены с торжественностью. Из тюрем отпустили анархистов, Ленин позволил им даже издать к годовщине смерти их гениального учителя однодневную газету. Показательно, что когда  Кропоткин находился при смерти, то Ленин отправил к нему группу лучших врачей во главе с народным комиссаром здравоохранения Н. Семашко и В. Бонч-Бруевичем. Кропоткину предлагали усиленное питание, спецпаёк. Но Пётр Алексеевич не признавал никаких привилегий и от пайка отказался. Он умирал незаметно, «скромно», стараясь никому не доставить хлопот этой своей «процедурой».