11/01/14

7 парадоксов Льва Ландау

22 января исполняется 106 лет со дня рождения физика-теоретика, лауреата Нобелевской премии, основателя научной школы и гения Льва Давидовича Ландау. Он посвятил жизнь науке, а также выработал формулу идеального брака.

1
Теория и практика

Студенту Льву, в двенадцать лет уже изучившему дифференциальное и интегральное исчисление, а в тринадцать окончившему школу, вопреки удивительным способностям и редкому уму, никак не давалась экспериментальная работа. «Чистый теоретик» познавал колоссальные объемы информации, но с трудом применял их на практике. Однокурсники искренне старались помочь товарищу, даже рискнули пойти к декану, чтобы найти выход из ситуации – гениальный юноша не мог сдать третью лабораторную работу подряд.  «Пусть он тогда вместо этого сдаст два математических курса за математический факультет», - решил декан. Не прошло и двух недель, как оба курса были сданы.

2
Слабость и сила

В 1937 году, по приглашению Капицы, Ландау возглавил отдел теоретической физики в Институте физических проблем в Москве. Меньше, чем через год он был арестован и обвинен в шпионаже в пользу Германии. «Год я провел в тюрьме, и было ясно, что даже еще на полгода меня не хватит: я просто умирал», - писал впоследствии ученый. Капица лично ездил в Кремль ходатайствовать за освобождение Ландау, заявлял, что без товарища бросит вновь созданный институт, а профессор Китайгородский встречал Льва Давидовича у дверей тюрьмы в день освобождения. Позднее Александр Исаакович вспоминал: «Дау не мог передвигаться самостоятельно, цвет лица был иссиня-бледный. Но Дау улыбнулся, поздоровался и сразу похвалился: «А я научился в уме считать тензоры».

3
Дружба и справедливость

Роковое время, проведенное за решеткой, стало результатом совместной работы с Леонидом Пятигорским. Будучи достаточно квалифицированным специалистом, понимая ценность созданной в соавторстве с Ландау книги "Механика" и зная, что имя "врага народа" непременно уберут с титульного листа, Пятигорский сочинил на Ландау донос, посчитав, что письмо не выйдет за пределы НКВД. Следователь же передал письмо обвиненному Дау сразу после ареста.  Впоследствии Пятигорский приходил к освобожденному Ландау за прощением, но Лев Давидович не подал руки бывшему коллеге. Он и в дальнейшем не любил возвращаться к печальному эпизоду, неукоснительно следуя правилу, установленному самому себе еще в четырнадцать лет: «не возвращаться, ни в разговорах, ни в мыслях, к тому, что на поверку оказалось недостойным внимания уважающего себя человека».

4
Юмор и серьезность

Казалось бы, что может быть серьезнее изучения физических наук на академическом уровне? Тем не менее, Ландау общеизвестен как шутник и выдумщик, в том числе на поприще научного юмора. Ему самому принадлежит термин «так говорит Ландау», а также утверждение «науки бывают естественные, неестественные и противоестественные». Сейчас уже последователи физика-теоретика сочиняют анекдоты в его честь. Однажды, в процессе работы над очередным томом, запыхавшийся Лифшиц вбежал на кафедру МФТИ и объявил Ландау: «Лев Давидович, по дороге сюда я потерял половину листов доказательства из нашей новой книги!». На что Ландау спокойно отвечает "Да что же вы так переживаете, Евгений Михайлович? Напишем как всегда: "ОЧЕВИДНО".

5
Фантазии и быль

В Берлине, в 1929 году, Ландау познакомился с Румером. Они вместе сидели на коллоквиуме, на котором присутствовал Эйнштейн. Дау сказал: «Спущусь вниз и попытаюсь уговорить Эйнштейна бросить заниматься единой теорией поля». Ландау, по его словам, после семинара пытался «объяснить» Эйнштейну квантовую механику, но безуспешно. Сам  Румер так описывает указанный момент: «Я о нём знаю больше, чем другие. Я абсолютно точно знаю, что Ландау у Эйнштейна никогда не был! Вопреки легенде, он никогда не встречал Эйнштейна!». А вот Гинзбург охотно спорил с этим утверждением: «Это неправда, потому что сам Ландау рассказывал, что он встретил». Наверное, Лев Давидович так старался убедить в произошедшем окружающих, что в итоге убедил сам себя.

6
Любовь и свобода

Конкордия Терентьевна Ландау, жена гениального физика, начала писать свои воспоминания после смерти мужа в 1968 году и работала над ними более десяти лет. Интересные подробности личной жизни раскрылись в мемуарах Коры. Физик-теоретик разработал, на свой взгляд, идеальную формулу брака -  супруги любят друг друга, но это не мешает им иметь других партнеров.  По словам Льва Давидовича, «жить нужно интересно, ярко», а «ревность – это пережиток, культурному человеку ревность должна быть чужда». Жена Ландау приняла предложенную систему и была вынуждена делать вид, что не огорчена очередным свиданием мужа на стороне, - «Коруша, сегодня в шесть часов ко мне придет Гера. Пожалуйста, уйди из дома или сиди тихо. Я сказал ей, что ты на даче».

7
Застенчивость и требовательность

Б. Л. Иоффе, автор книги «Без ретуши. Портреты физиков на фоне эпохи» вспоминает, что Ландау был верен науке и жаждал вывести учеников на передовую теоретической физики. Сам о себе Дау говорил: «А я не такая, я иная, я вся из блесток и минут!», и эта обескураживающая непосредственность уживалась в нем с застенчивостью в обществе и самоотверженностью в работе. Требовательность к окружающим, к достижению высоких результатов, противоречила у Ландау сравнительно скромной самооценке. Он относил себя к физикам второго класса и чётко различал задачи, которые он может и не может решить. Типичный афоризм Ландау: «Как Вы можете решать задачу, ответа на которую не знаете заранее?».  По воспоминаниям Капицы, с возрастом застенчивость ушла, но умение приспосабливаться к обществу у Ландау так и не развилось.

Фото: "Природа"

7 фактов о присоединении Малороссии к России