Красноярская ДЖД, запущенная в 1936 году, стала второй, построенной на территории СССР. Первой была запущенная за год до этого в Тифлисе детская железная дорога, дошедшая до наших дней, к сожалению, лишь как часть паркового аттракциона, а не как самостоятельно функционирующее подразделение. Красноярская же дорога работает до сих пор — здесь по-прежнему проходят обучение школьники, желающие связать свою жизнь с железнодорожным транспортом. Более того, в 2007 году на Красноярской ДЖД даже была проведена масштабная модернизация, в результате которой ее протяженность увеличилась до 1300 метров и были переделаны остановочные пункты.
Кроме солидного возраста уникальность Красноярской ДЖД еще и в том, что она имеет малую ширину колеи — тогда как на других подобных объектах используется стандартная колея 750 мм, здесь движение осуществляется по узкоколейке шириной 508 мм. Поэтому все оборудование, включая вагоны, делается под эту дорогу специально.
Одна из главных достопримечательностей города Свободный в Амурской области — детская железная дорога, — является самой протяженной в стране. Ее изначальный проект предполагал длину в 13,5 километров, но в итоге расстояние было сокращено до 11 км.
По задумке дорога должна была стать транспортной связью между городом и местным пионерским лагерем, но на следующий год после открытия — в 1941 году, — грянула война, и ее стали использовать совсем для других нужд — перевозки солдат и переправки нужных грузов леса, угля дров и соли для совхозного мясокомбината. Причем в связи с нехваткой взрослого трудоспособного населения грузовые поезда приходилось водить юным железнодорожникам. Так за годы войны по детской дороге было перевезено более 26 тысяч тонн хозяйственных грузов.
Новомосковская ДЖД была не так давно признана лучшей детской железной дорогой страны. Выглядит транспортный комплекс действительно очень современно — новые поезда и составы, оборудованный перрон, автоматизированные кассы, очень приятное местоположение. Не зря здесь часто устраивают прогулки молодожены, для которых часто пускают специальный свадебный вагон. Впрочем, Новомосковскую ДЖД нельзя назвать аттракционом и какой-то местной достопримечательностью, это полноценный учебный комплекс для будущих кадров российского РЖД. Здесь ежегодно обучается более тысячи детей, собирающихся освоить профессии машиниста, диспетчера, проводника, дежурных по станции и других железнодорожных специальностей.
Пример тифлисских инженеров, спроектировавших первую детскую железную дорогу на территории СССР в 1935 году, породил целую волну последователей. В конце тридцатых во многих крупных городах «Советов» началось проектирование и создание учебных заведений для будущих железнодорожников. Вслед за вышеописанной красноярской, эстафету подхватили в столице. 24 июня 1936 года началось строительство в подмосковных районах — Раменском и Ухтомском, в ноябре уже был готова первая очередь дороги, а на следующий год состоялось и торжественное официальное открытие.
Сегодня на Малой Московской железной дороге в городе Картаво проходят обучение школьники и практикуются учащиеся университета путей сообщения. Сама дорога работает с мая по конец августа, а покататься на ней можно обычным посетителям.
Детскую железную дорогу в Свердловске хотели построить еще в начале 50-х годов в качестве подарка местному пионерскому движению. Но в послевоенные годы приступить к воплощению проекта не удавалось и стройка сдвинулась на несколько лет — лишь в в 1960 году по дороге, которой было присвоено имя Николая Островского, проехал первый состав. Здесь же был создан специальный детский сектор, в котором проходила учебная подготовка юных железнодорожников на практических и теоретических занятиях. Кстати, при учебном комплексе функционирует небольшой железнодорожный музей, собранный учениками. Здесь можно найти модели и макеты вагонов и составов, собранные кружком железнодорожного моделизма, всевозможные технические приспособления, значки и медали с подобных дорог в других странах, и прочие атрибуты железнодорожной жизни и быта.
Детская железная дорога была открыта в 1948 году и, согласно начальному проекту, имела протяженность восемь с лишним километров и три станции. В таком виде железная дорога существовала 14 лет, пока в 64-м году на ней не произошла страшная катастрофа — в результате столкновения дрезины и самосвала пересекавшего дорогу, погибло четверо юных железнодорожников и их инструктор. Чтобы исключить из пути следования опасный участок, дорогу пришлось сократить до 3 километров. В 2007 году ее и вовсе хотели закрыть, чтобы освободить территорию для строительства элитного жилья, но было найдено куда более удачное решение — перенос железнодорожной трассы. Новая дорога должна была связывать Купчино и Пушкино и частично проходить по трассе Императорской ветки Царскосельской железной дороги. Проект был торжественно открыт в 2011 году в присутствии губернатора Санкт-Петербурга и главы РЖД.
Казанская является одной из последних спроектированных на сегодняшний день детских железных дорог в России — ее открытие состоялось в 2007 году. Так что неудивительно, что в техническом плане это один из самых современных и образцовых среди подобных проектов — по сложности и стоимости строительства объекты ДЖД вполне сопоставимы с наземными станциями метрополитена.
Казанский железнодорожный комплекс функционирует круглый год — зимой здесь проходят теоретические занятия для детей, а в летние месяцы идет отработка профильной практики. Используется железная дорога не только для обучения — в тот же летний сезон здесь возят и обычных пассажиров. Причем тарифы вполне приличные — 50 рублей для детей и 75 для взрослых.
Странная статья. Как можно было не упомянуть лучшую по всем меркам Детскую железную дорогу в Новосибирске?!
А в Иркутске?
Малая Октябрьская в Озерках существует до сих пор.Сократили её не из-за ДТП,а из-за нового массового строительства жилья в Коломягах.
У малой октябрьской щас две площадки,огрызок в коломягах на севере,который из атракциона вполне можно превратить в объект транспортной инфраструктуры и на юге в Шушарах, точнее в районе платфориы 21й км.