Новогодняя ночь - рубеж, граница. Всегда интересно узнать, что ожидает нас в будущем году. Не случайно новогодняя ночь традиционно считается лучшим временем для гаданий. Узнать свою судьбу можно уже сегодня.
Вот собрались девушки в избе и принялись раскладывать на полу кто щепотку крупы, кто кусок хлеба, ножницы, золу, уголь, монетки, а кто зеркало и миску с водой. А потом пускают каждая по очереди петуха или курицу и смотрят, что первое начнет клевать птица, то и сбудется: крупу – к богатству, хлеб – к урожаю, клюнет ножницы – быть жениху портным, а золу – табачник, уголь – символ бедности или вечного девичества, а выберет птица монету – снова к богатству, начнет пить воду – будет муж пьяницей беспробудным, а выберет зеркало – попадется суженый –щеголь-моголь.
Так беспечно, будто жребий кидают, вверяют гадальщицы свою судьбу случаю. Поглядите: вышли во двор, и бросает каждая свой сапог за ворота. В какую сторону покажет носок перекинутого башмака, там и ждет девушку суженый-ряженый. «Гадай, гадай, девица, в коей руке былица», - поет песня, а молодые и любопытные все не угомонятся, так и норовят узнать грядущее.
Вот вернулись в избу и вновь принялись за гадания. Наливает каждая из участниц в чашу с холодной водой растопленный воск или свинец. Как застынет воск в причудливой диковинной форме, так и дают девушки волю воображению, пытаются угадать то или иное очертание, знак, предсказывающий судьбу.
Но не усидеть молодым и беспечным на одном месте: одно гадание сменяется другим. Вновь выбежали из избы и всем миром девичьим пошли под окна «слушать»: услышит девушка ругань за окном – выйдет замуж, попадет в семью скверную, а услышит, что смеются – будет жить в хорошем доме. А вот идет девушка, одна-одинешенька, к амбару и молвит: «Суженый-ряженый, приходи рожь мерить!». Прислушивается, затаясь, к звукам в амбаре: если услышит, что зерно пересыпают, выйдет девица за богатого, а покажется, что метут пол веником, будет жених бедняк.
Но смотрите-ка! Теперь и парни, и девушки всей гурьбою идут на перекресток, где так и кишит в новогоднюю ночь нечистая страшная сила, готовая приоткрыть завесу тайны молодым людям, дать подсказку, что уготовано им судьбою. Рассаживаются все в кружок, очерчивают себя кругом, укрываются белой скатертью и напряженно вслушиваются в холодную зимнюю ночь. Услышат, что звенят бубенцы, значит, будет жених или невеста с той стороны, откуда разносится звон. А услышат лай собак, опять к свадьбе. И снова гадают, судят по звуку лая о характере суженого или суженой: хриплый лай – жених попадется старый, сварливый, а если звонко лает, будет пригожий, молодой. Но кто услышит звук топора, того ждет несчастье – смерть. А послышится звук поцелуя, быть девушке обесчещенной.
И вновь усаживаются за стол вокруг чаши с водой, на этот раз гадать с пением подблюдных песен. Теперь уж и стар, и млад собирается, каждый кладет в блюдо свое кольцо или запонку, или сережку. Затем накрывают полотенцем чашу и вот поют коротенькие, лаконичные, так называемые подблюдные песни, предвещающие судьбу собравшимся погадать. По окончании каждой песни один, не участвующий в игре-забаве, вынимает из чаши по одной вещице. Владелец этой вещицы определяет по словам исполненной песни, какая доля ему уготована. «Кому мы спели, тому добро, кому вынется, тому сбудется».
Самое страшное, жуткое, опасное, но в то же время самое «верное» гадание в глухую ночь в пустой бане с зеркалами и свечами. Мало кто из девушек отваживается на такое! Но нет-нет, да найдется бесстрашная, отправится в баню одна. Там снимает крест и пояс, не благословясь расставляет два зеркала друг напротив друга, а также кладет на столе два прибора, зовет нареченного: «Суженый-ряженый, приди ко мне ужинать!» При этом одно из зеркал держит в руке, а смотрит пристально, не мигая, в другое, освещенное двумя свечами. Смотрит-смотрит девица непрерывно, до тех пор, пока не явится видение. Повезет девице, если вскоре, как явится в зеркале суженый, запоют петухи, а иначе замучает ее ряженый до смерти.
Уж полночь на дворе! Гадала ли девица в Васильев вечер или нет, но когда пойдет ложиться спать, не может быть, чтобы не вызвала вещий сон, чтобы не обсыпала себя овсом, приговаривая: «Суженый-ряженый, приходи огород городить». И ведь спрячет под подушкой ключ, кольцо, символизирующие любовь и брак. Или положит гребень: «Суженый-ряженый, приди ко мне, мою косу расчесать». Только порою бывало, что так причесывали суженые, что гадальщицы наутро просыпались без клока волос.
Картина: Юрий Сергеев