В 1844 году Лев Николаевич поступил в Императорский Казанский университет, славный именем Лобачевского и Ковалевского. Толстой выбрал факультет восточной словесности. На вступительных экзаменах Лев Николаевич блеснул знанием татарско-турецкого языка. Вообще, с языками у писателя было отлично, в остальном же «казенные науки» вызывали скуку. Толстой еще пытался удержаться в институте – через год писатель перешел на юридический факультет. Столкнувшись с правовыми трудами Монтескье, граф увлекся, и по дороге в институт свернул в сторону родовой деревни. Там и остался, перескочив с Монтескье на Руссо: «…я уехал в деревню, стал читать Монтескьё, это чтение открыло мне бесконечные горизонты; я стал читать Руссо и бросил университет, именно потому, что захотел заниматься». С этих пор Лев Николаевич занимался самообразованием. И вполне успешно.
Образ великого писателя, философа, религиозного анархиста скверно вяжется с увлечением Льва Николаевича карточными мастями. Но была у писателя такая страсть. Фартовым картежником Толстой не был, от чего часто страдали его денежные счета, а долги гнали из столицы. В 1851 году Лев Николаевич, спасаясь от оценки имущества, срочно бежал на Кавказ. Бежал без определенной цели, но под влиянием старшего брата Николая сдал на воинский чин. Военная карьера писателя была достойной, противоречивая Крымская война наградила Толстого орденом Святой Анны и четырьмя медалями.
Лев Николаевич был подвержен депрессиям, один из пиков психологического расстройства пришелся на 1862 год. Толстой отправился в Самару – пить кумыс и лечиться. Но обилие высокопоставленных персон вынудило писателя устремиться в Башкирию. Башкирское кочевье пришлось молодому графу по душе, жизнь в юрте захватила, башкиры, «от которых Геродотом пахнет», разогнали тоску и равнодушие. И не раз.
Яснополянская школа – очередной эксперимент Толстого в рамках увлечения педагогикой. Вскоре после освобождения крестьян в 1861 года, Лев Николаевич создал в Ясной поляне школу - без регламентации и дисциплины. Толстой спорил с педагогической школой немцев, а дети крестьян сидели на уроках исключительно так, как им того хотелось. На учителя возлагалась задача заинтересовать творческую крестьянскую аудиторию.
Было у Льва Николаевича такое развлечение – во второй половине 80 –х Толстой трижды пускался пешком из Москвы в Ясную Поляну. Прогулка на сто восемьдесят семь километров привлекала не только графа – компания подбиралась каждый раз. С писателем прошлись сын художника Н.Н. Ге, Михаил Стахович, младший брат издателя Сытина.
Лев Николаевич и Софья Андреевна Толстые прожили вместе пятьдесят лет и родили тринадцать детей – цифры достойные для двух несчастливых людей. Семья – краеугольная тема литературного творчества Толстого. О ее силе писатель свидетельствовал в «Войне и мире», о ее трагизме повествовал в романе «Анна Каренина» и «Крейцеровой сонате». Лейтмотив остался лейтмотивом, собственную семью писателя счастливой назвать нельзя… Может быть, оттого, что семью Толстой не создавал, а писал. Авторский свод «чугунных» правил экономии привел отношения Льва Николаевича и его супруги к душевному отчуждению.
Религия, во всей ее широкомасштабной глубине, заинтересовала писателя достаточно поздно, но всепоглощающе. Своим христианским трудам писатель определял первостепенную роль. Триумфа самых громких романов «Война и мир», «Анна Каренина» Лев Николаевич не любил и относился к нему, как к вводной лекции перед основным курсом: «Они привлекают внимание к моим серьёзным вещам».
Наталия Савенкова
Кто такой Кавалевский?
сдается мне.что это Софья
Слишком далеки реалии времени Толстого и его героев от нынешней жизни. всё им написанное сегодня звучит в лучшем случае, как библейские заповеди справедливые для любого времени. А вот та среда, нравы. иерархия ценностей, вся реальная жизнь в которой существуют герои Толстого для сегодняшнего русского человека вроде китайской грамоты. Мир изменился неузнаваемо в самой фундаментальной своей основе. Порой просто вызывает удивление, что все эти князья и графы как и мы изъясняются на русском, хоть и очень старомодном. И хотя Толстой, конечно, остаётся великим писателем, но мало кому сегодня придёт в голову брать себе в пример его героев.
Отлучение Толстого от церкви помнится мне из школьных догм, а вот его понимание самого православия для меня ценно и по сей день : жить без веры нельзя, а вера есть подлинная основа нравственности…
Даниил, похоже, Толстого не читал, если считает, что его герои далеки от сегодняшнего дня. Меняются времена, мода, техника, но люди остаются все теми же. Почитайте литературу не то что 19 века, а Древнего Египта — все те же проблемы, ничего за тысячи лет не изменилось… А в героях Толстого я лично узнала всех своих знакомых…:-)
Увы, Татьяна, когда то и я так считал, ведь проходил Толстого и в школе, и потом много читал. Особенно нравились его рассказы, а не романы. Но, повторюсь, герои Толстого остались в своём времени и от нас далеки, как Луна. Я мог бы привести этому хоть сотню примеров, ограничусь одним. Домашний тиран старик Болконский, провожая сына Андрея на войну, даёт ему такое удивительное наставление: «Ты у этого служи, а у того не служи, Болконские из милости никогда не служили». Можете себе представить сегодняшнего отца, который даёт сыну такой совет? Ведь это прямой путь в трибунал, а в военное время расстрел. Не говоря уже о моральных проповедях Толстого, которым он и сам не очень следовал. Вряд ли вы подставите свою вторую щеку для оплеухи, скорее дадите сдачи. И Ваши ссылки на Древний Египет из того же ряда. Есть десять заповедей, и есть наша грешная жизнь. Толстой велик как художник, но как учитель жизни смешон, как Дон Кихот.
Даниил,как я понимаю, факт со службой не являлся назиданием со стороны Толстого, а констатацией имевшего места факта.Тем более,что в зрелые годы,писатель не будучи надменным гордецом,умалил значимость уже признанного общественностью романа.Сам этот факт свидетельствует о моральных качествах этого человека,как впрочем и многие другие.
В своих поздних трудах,как например в романе «Воскресение»,умудренный годами мыслитель рисует картины крепко укоренившегося в человеческом естестве эгоцентризма.О причинно-следственной связи бытия.
Так тонко и глубоко,смело и правдиво,что само по себе говорит о внутренней борьбе в нем самом. О способности к признанию и принятию,о благородстве…
Своими трудами-обличениями этот человек пошел против устоев правящих слоев общества и религиозной системы.
Человек не может стать в одночасье святым, но признаться в греховности и начать борьбу с собственными пороками и эгоизмом — это начало победы. Чего Вам и желаю.
«Но как они,познав Бога,не прославили Его как Бога,и не возблагодарили,но осуетились в умствованиях своих,и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми обезумели…» (Библия,Рим.1:21-22)
Меньше всего мне бы хотелось прожив, как Толстой долгую жизнь, оказаться в конце её у разбитого корыта со своими обличениями рода человеческого. Как же это тяжело жить всю жизнь с нелюбимой женой,кучей ненужных тебе детей, сознанием своего раздвоения между тем, что проповедуешь и реальностью! Поэтому бедный старик и пошел однажды куда глаза глядят, и оказался в кровати обалдевшего от неожиданности станционного смотрителя, где и помер.