Историки утверждают, что в 1943 году в небе над Кубанью советская авиация впервые в Великой Отечественной войне продемонстрировала свое превосходство над Люфтваффе. Именно при прорыве гитлеровской линии обороны «Gotenkopf» советскими летчиками-истребителями была применена знаменитая «кубанская этажерка».
Что это за прием воздушного боя
«Кубанскую этажерку» как прием ведения воздушного боя в ВВС СССР впервые применили во время битвы за Кубань в 1943 году. Гитлеровцами на краснодарско-таманском направлении была создана одна из самых протяженных линий обороны за всю историю Второй мировой войны – «Gotenkopf» («Голова гота», в переводе с немецкого; «Голубая линия» с современной историографии). В воздухе у Люфтваффе и ВВС СССР в этом районе был паритет – у каждой стороны было порядка 900 истребителей.
Историки считают, что авторство «этажерки» было коллективным, однако в своих мемуарах трижды Герой Советского Союза, один из самых известных асов Великой Отечественной, Александр Покрышкин, дает понять, что обдумал и внедрил эту схему полетов истребителей именно он, «выносив в мыслях и душе за многие ночи и дни раздумий».
Более детальное описание принципа действия «кубанской этажерки» дал ведомый Покрышкина, дважды Герой Советского Союза Дмитрий Глинка. Весной 1943 года наши истребители уже летали на «Аэрокобрах» (американский истребитель Bell P-39 Airacobra), и главной задачей в небе над Кубанью для советских ВВС было уничтожение бомбардировщиков Люфтваффе.
Принцип «этажерки» сводился к тому, что в небе патрулирующая восьмерка наших истребителей делилась на ударную и прикрывающую группы. Шесть самолетов-«ударников» поднимались на высоту в 2 – 2,5 км, их задачей было сбивать немецкие бомбардировщики. Верхняя пара, находившаяся на трехкилометровой высоте, нацеливалась на уничтожение истребителей Люфтваффе. Как вспоминал, Глинка, первый же вылет группы по схеме «кубанской этажерки» показал эффективность данного летного приема: ударной группе удалось не допустить, чтобы вражеские бомбардировщики отбомбились по позициям РККА, а пара самолетов прикрытия «сковала боем» 4 истребителя Люфтваффе. Впоследствии для прикрытия выделялись уже по 2 – 3 пары самолетов, обеспечивавших работу истребителей-«ударников».
Пары истребителей ударной группы (обычно две) шли на расстоянии 200 – 300 м друг от друга с дистанцией 50 – 75 м. Истребители прикрытия возвышались над «ударниками» на километровую высоту. При отсутствии прикрывающих гитлеровских бомбардировщиков истребителей наши защитники ударной группы также могли атаковать немецких бомбовозов, поддерживая своих «ударников». Дмитрий Глинка писал, что подобный строй себя оправдывал: при атаке советской ударной группы гитлеровские истребители, заходя на второй круг, тотчас же атаковывались нашими из отряда поддержки; соответственно, и ударники могли помочь своим товарищам отбить атаку истребителей Люфтваффе.
Эшелонированные «этажерки» зачастую летали четырьмя парами, выстраиваясь в определенном порядке, что не позволяло противнику сразу оценить численность истребителей советского патруля и способствовало эффективности атаки. С применением Люфтваффе своих истребителей в качестве бомбардировщиков, по словам Дмитрия Глинки, несколько видоизменилась и структура советской «кубанской этажерки»: в состав ее «ударников» входило уже 3 – 4 пары самолетов, а для их прикрытия использовалась только пара истребителей. Четырехпарная ударная группа разбивалась надвое, она шла с удалением друг от друга на 600 м и с километровой разницей в высоте.
Немцы ее критиковали, но… и переняли
По воспоминаниям генерала Люфтваффе Вальтера Швабедиссена, метод «кубанской этажерки», применявшийся русскими с 1943 года, особых успехов им не принес, поскольку оказался тактически уязвимым: как считал Швабедиссен, подобная группировка сил в одном месте оголяла истребительное прикрытие в другом направлении.
Однако мемуары еще одного советского героического летчика-истребителя Великой Отечественной, Ивана Кожедуба свидетельствуют о том, что немцы и сами использовали «этажерку» – в частности, в боях за Днестром в 1944 году. Трехъярусная «этажерка» «Юнкерсов» выстраивалась Люфтваффе для того, чтобы хотя бы одна из трех групп бомбардировщиков достигла цели. В составе первого такого тройственного «союза», который штурмовали наши истребители, как писал Кожедуб, было свыше 100 «Юнкерсов», «Фокке-Вульфов» и «Мессершмиттов». По итогам сорокаминутного боя уцелевшие бомбардировщики вернулись на базу, так и не отбомбившись на позиции советских войск.
Советские летчики использовали для противодействия подобным группам гитлеровских бомбардировщиков многоэшелонированный боевой порядок истребителей, организовывали бой в нескольких ярусах и умело применяли радиолокационные средства. Только за 3 – 4 дня Ясско-Кишиневской операции, по словам Ивана Кожедуба, наши летчики сбили порядка 300 гитлеровских самолетов, уничтожив в итоге практически всю ясскую авиагруппировку Люфтваффе.