12/06/25

Алистер Кроули: что самый знаменитый чёрный маг ХХ века писал о России

Чёрный маг и колдун, поэт и альпинист, писатель и просто эпатажная личность Алистер Кроули в XX веке неоднократно бывал в России. Наша страна возмутителя спокойствия настолько впечатлила, что он видел в ней спасение для всего человечества.

Русские храмы

Тяга ко всему русскому у Кроули проявилась в возрасте 23-х лет. Тогда Алистер издал на собственные средства сборник стихов «Иезабель». Книга вышла с русским псевдонимом – Владимир Сварефф – на обложке. Дело в том, что Кроули до этого долгое время находился в Петербурге. Поэт позже признавался – «поездка значительно расширила мировоззрение».
А в 1913 году Алистер с гастролями труппы скрипачек «The Ragged Ragtime Girls» на шесть недель приехал в Москву. За это время гость сумел написать «Гностическую мессу» и завершить одно из самых известных своих стихотворений, «Гимн Пану». Кроме того, впечатления о городе стали частью произведения «Град Божий». «Она не рассчитана заранее, она не подчиняется непосредственно«законам искусства». Она капризно-деспотична, как Бог, и столь же неоспорима. Она не была рождена человеческим сознанием: это творение разума, изначально свободного от догмата точных наук», – пишет автор о Москве в нём.
Кроули всегда восторгался Россией и подчёркивал, что «русская святость – это последний рубеж духа».
По мнению путешественника, лучшим из всех храмов в мире является собор Василий Блаженного. Ему он посвящает чуть ли не четвёртую часть всех написанных эссе. «В нём – воплощение тайны розенкрейцеров; в нëм – решение проблемы алхимиков; в нём – квадрат, вписанный в круг; в нём – удвоенный куб; в нём – вечное движение в неподвижном камне; в нём устойчивая изменчивость и изменчивая устойчивость; в нём – краеугольный камень-Христос, заложенный Гермесом, и печать Хирама-Абифа, венчающая храм», – подмечал Кроули.
Но о другом московском храме – храме Христа Спасителя – маг придерживался противоположного мнения: «Создаётся неприятно-отталкивающее впечатление: пустота разбивает и «съедает» форму, делая здание похожим на магическую пасть бездны с золотыми клыками, бездны, засасывающей и истребляющей душу».

Русское страдание

Алистер потратил много времени на изучение русского страдания. «Для русских страдание – это то, что можно наблюдать, но не чувствовать. Они рассматривают тяжёлые испытания, выпавшие на их долю, как некий эксперимент Бога над человеком и принимают их, полагая при этом, что высшая цель оправдывает любые средства», – пришёл к выводу Кроли.
При этом он признаёт – в русском страдании необходимо разбираться, что удалось Фёдору Достоевскому, произведения которого колдун трактует как «особую садомазохистскую страсть».
А ещё в своём учении Алистер Кроули многое перенял от хлыстов. Его восхищали «культ страдания и истязания плоти, которое переходит в эротическое напряжение, не имеющее ничего общего с «садо-мазо» в профанном восприятии».