В мае 1940 года известный конструктор Андрей Николаевич Туполев был приговорен к 15 годам исправительно-трудовых лагерей. Ситуацию усугубил тот факт, что Туполев согласился с предъявленными ему обвинениями. Однако многие историки уверены в том, что Андрей Николаевича попросту вынудили дать признательные показания.
Арест и приговор
Как утверждает Алексей Топтыгин, автор книги «Неизвестный Берия», Андрей Туполев был взят под стражу 21 октября 1937 года прямо на своем рабочем месте в Главном Управлении авиационной промышленности. После этого Туполев провел в стенах Лефортовской и Бутырской тюрем около года. Когда же в конце концов авиаконструктор признался в предъявленных ему обвинениях, в том числе в националистических деяниях и шпионаже в пользу Франции, его оставили в покое и даже предложили работу. Осенью 1938 года Туполев был переведен в поселок Болшево под Москвой, где к тому моменту уже собралась внушительная компания ученых-арестантов.
Несмотря на то, что Андрей Николаевич продолжал работать, самолеты АНТ, созданные под его руководством, были переименованы в ЦАГИ. Пока Туполев трудился, ему заочно вынесли приговор – 15 лет исправительно-трудовых лагерей и 5 лет поражения в правах по 4-м пунктам 58-й статьи. По крайней мере, так пишет Валентин Симоненков, автор издания «Судьбы ученых в сталинских спецтюрьмах». Впрочем, назначенный судом срок Туполев так и не отбыл. Через несколько дней после начала Великой Отечественной войны конструктор был освобожден. А полностью Андрей Николаевич был реабилитирован лишь спустя 2 года после смерти Сталина.
Рассказ сокамерника и угрозы следователей
Зачем же Туполев, если он и самом дел был ни в чем не виноват, поставил на себе такое клеймо? Многие историки уверены в том, что конструктор попросту был вынужден дать признательные показания. Следует отметить, что, по данным автора книги «Тюрьмы и ссылки» Р. В. Иванова-Разумника, волею судьбы в Лефортово Туполев оказался в одной камере с организатором оборонной промышленности Ромуальдом Муклевичем. Муклевич, не выдержав «допросов», сознался во всем и убеждал Туполева сделать того же самое. Военный деятель в красках описал сокамернику все, что с ним могут сделать в случае упорства.
Однако последней каплей для Туполева стала, по всей видимости, угроза несколько иного плана. Если верить Евгению Толстых, автору издания «Лаврентий Берия. Оболганный Герой Советского Союза», Андрею Николаевичу пригрозили: если он откажется от обвинений в свой адрес, его супруга тоже будет арестована, а дети окажутся в интернате. Туполеву, который не сомневался в том, что угрозы будут выполнены следователями в полном объеме, ничего не оставалось, как согласиться с условиями этого «договора».
Арест жены и ее отказ от дачи показаний
Тем не менее жена авиаконструктора Юлия Николаевна Туполева (в девичестве Желтикова), как утверждает Анатолий Сульянов, автор издания «Берия. Арестовать в Кремле», оказалась за решеткой всего через неделю после ареста мужа. По-видимому, Туполев об этом не знал, по крайней мере, поначалу. Когда же Андрею Николаевичу стало известно об аресте Юлии Николаевны, он потребовал ее немедленного освобождения. Берия заверил ученого, что его супруга уже давно находится на свободе, да и с их детьми все в порядке.
На самом же деле Берия солгал. Юлию Николаевну выпустили только в ноябре 1939 года. Примечательно, что Юлия Туполева, как пишет Ярослав Голованов в своей книге «Королев: факты и мифы», отказалась говорить что-либо против супруга, чем в существенной мере облегчила его участь. Потому как тот же Муклевич, например, в 1938 году был приговорен к смертной казни и расстрелян на следующий день после вынесения обвинительного вердикта.