Перед своим отступлением из Белоруссии в 1944 году немецкая контрразведка приступила к операции «Любимая Кошка». Согласно плану нацистов после их ухода на территории советских республик создавалась сеть подпольных групп, целью которых было нарушение тыловых коммуникаций наступающей Красной Армии. Для организации борьбы добровольцы получили на складах вермахта оружие, боеприпасы, медикаменты и рации.
Организация отрядов «Черного Кота»
В Латвии немцы создали группу «Лесных Кошек», на Украине «Степной Кот», на Смоленщине и Брянщине «Дикий Кот». Наиболее крупной и боеспособной оказалась подпольная армия Белоруссии, получившая название «Чёрный Кот». К 1944 году ее отряды действовали в лесах от Бреста до Брянска, а общее количество активных бойцов доходило до 4500 человек. Единое руководство подразделениями осуществлял штаб, расположенный в Варшаве. Возглавлял его один из организаторов антисоветского сопротивления в Белоруссии — Витушко Михаил Афанасьевич.
В конце войны «Черная кошка» атаковала тюрьмы, из которых освобождала задержанных коллаборационистов и нападала на органы местной власти. Чтобы не настраивать население против себя они избегали показательных расстрелов. Согласно отчету Института белорусской истории и культуры к 1 июля 1945 года в лесах республики скрывалось от 10 до 30 тысяч коллаборационистов, часть которых продолжала борьбу с советской властью.
«Черные коты» после поражения Германии
Согласно статье «Командиры белорусских лесных братьев» историка, Сергея Ерша, в сентябре 1945 года в Налибском лесу прошла встреча 40 руководителей отрядов «Черного Кота», среди которых присутствовал и командующий Михаил Витушко. На совещании они приняли решение продолжать борьбу, стараясь не задевать мирное население. Большое внимание планировалось уделять освобождению заключенных из республиканских тюрем. Эмигрантские газеты писали, что в весной 1948 году 200 «черных котов» вошли город Новогрудок и атаковали, находящийся в нем центр спецотдела Министерства государственной безопасности СССР.
Осенью того же года они напали на советские казармы в городке Кобрин Брестской области. В этом бою им удалось освободить из заключения более 200 белорусских и украинских коллаборационистов. В сентябре 1949 года группа подпольщиков ворвалась в лагерь заключенных в окрестностях Минска. «Черные коты» занимались минирование мостом и железнодорожного полотна. Охотясь на партийные кадры Белоруссии, они пускали под откос не только грузовые, но и пассажирские поезда.
Разгром движения
На спад партизанское сопротивление пошло после января 1948 года, когда чекисты в одном бою перебили до 40 партизан и взяли в плен руководителя сектора «Белоруссия-Север», Петра Гаевича. За месяц до этого был убит один из лидеров движения с позывным «Сыч». Весной 1949 года в перестрелки с оперативниками госбезопасности был застрелен вожак сектора «Белоруссия-Центр» — Николай Хвезько. После устранения основных лидеров активность армии «Черного Кота» стала падать.
Многие бойцы начали сдаваться и расходиться по домам. По сведениям белорусских историков, Ерша и Горбика, к началу 50-х в строю оставалось не более 300 боевиков. Часть непримиримых противников советской власти вывел в 1952 году через Польшу в Германию сам Витушко. Боевые действия продолжила только группа Евгения Жихаря, который погиб в 1955 году. Согласно архивным данным Министерства государственной безопасности СССР, отдельные случаи убийства активистов и поджоги сельсоветов продолжались до конца 50-х годов.