12/10/19

Авиация и танки стран Балтии: что имелось и как использовалось в СССР

В 1940 году прекратили своё существование как независимые государства Литва, Латвия и Эстония. Советский Союз вернул себе земли бывшей Российской империи. Мировое сообщество, конечно, повозмущалось, но в целом отнеслось с пониманием: все-таки не на чужое покушались, а своё вернули.

Какой-либо возможности к самостоятельному сопротивлению у Прибалтийских стран реально не было. В первую очередь по причине неготовности воевать. В отличие от Финляндии, которая категорически не хотела сдаваться и сражалась упорно.

Формально у всех трёх Прибалтийских стран были свои вооруженные силы, по численности примерно в три дивизии каждая. И даже имелась кое-какая авиация и бронетехника.

Крылья прибалтийских республик

Наиболее сильной можно считать авиацию Литвы. Причем это единственная из трёх стран, в которой на вооружении были самолеты собственной разработки и производства. В составе литовской авиации было три группы, по три эскадрильи. Первая группа была разведывательной: десять ANBO-41, шесть ANBO-IVL и три ANBO-IVM. Всего 19 самолётов литовского производства, выпущенные после 1933 года, то есть довольно новые. Ещё было два бронированных немецких штурмовика 1918 года выпуска, ценность которых была нулевая.

Вторая группа — истребительная. В ней было 13 французских монопланов «Девуатин» D.501, 14 британских бипланов «Гладиатор» и 7 совсем устаревших итальянских бипланов «Фиат» CR.20. Из 34 истребителей только 27 кое-как могли выступать противниками советских «ишаков» и «чаек».

Бомбардировочная авиация, представленная в третьей группе, кроме 10 литовских легких разведчиков-бомбардировщиков ANBO-41, на вооружении имела практически антиквариат. Пара старых английских DH.89M, дюжина не менее старых итальянских «Ансальдо» A.120, и два совсем уж древних немецких LVG C.VI 1918 года выпуска.

Латвийская авиация по численности была значительно меньше, всего семь эскадрилий. Истребители были представлены относительно современными английскими «Гладиаторами» (24 машины) и английскими же, но более старыми «Бульдогами» (6 машин). Три разведывательных эскадрильи летали на бельгийских «Стамп-и-Вертонген» SV-5 (10 машин), чешских «Летов» Š.16L (10 машин) и английских «Хоукер Хинд» (2 машины). Ещё была морская эскадрилья с четырьмя английскими поплавковыми разведчиками «Фейри Сил». Как можно увидеть, защищать свое небо латвийским летчикам было особо нечем.

Интересно, что опознавательным знаком латвийских самолетов был «огненный крест», а проще говоря свастика красного цвета. Так что не одни только немецкие самолеты летали со свастикой.

Рассказ про эстонскую авиацию совсем короток. Эстонские ВВС располагали всего 21 боевым самолетом. Семь английских морских разведчиков «Харт», четыре чешских разведчика «Летов» Š.228E и пять немецких Hs.126, четыре английских истребителя «Бульдог» и, считающийся бомбардировщиком, английский патрульный самолет «Авро Энсон».

Столь крохотные размеры эстонской авиации объясняются ещё и тем, что они продали часть своих самолетов в Испанию — очень уж хотелось подзаработать.

Броня прибалтийских республик

Бронетехника прибалтийских государств была под стать авиации: очень мало и в основном всё очень старое. А если не старое, то самое простое и дешевое, с весьма слабым боевым потенциалом.

Литовская армия располагала двумя танковыми ротами, по 16 машин в каждой. На вооружении экспортные английские танки, известные под название «Виккерс 4-тонный». Ещё имелась учебная танковая рота: 12 французских танков Renault FT, времён Первой Мировой войны. Было так же 6 шведских бронеавтомобилей Landsverk L-182 и 4 старых немецких бронеавтомобиля Ehrhardt/Daimler. Литовская армия хотела закупить в Чехословакии более современные танки, был подписан контракт на 21 танк Praga LTL, но машины так и не успели поставить.

В латвийской армии вся бронетехника была в составе технической дивизии. Танки в ней были представлены пятью английскими «ромбами» времён Первой Мировой, шесть итальянскими танками Fiat 3000B, и 18 легкими английскими танками «Виккерс 4-тонный». Шесть «Виккерсов» были вооружены 40-мм пушками, остальные имели только пулемёт. Также имелось семь бронеавтомобилей времен Первой Мировой и одна английская танкетка Vickers Carden-Loyd.

Бронетехника эстонской армии включала 6 польских танкеток TKS, купленных в 1938 году, 4 британских «ромба» типа Mk.V и 12 французских танков Renault FT. В эстонской армии было довольно много бронеавтомобилей. В Англии были закуплены бронеавтомобили фирмы «Кросли», но их качество не удовлетворило эстонских военных, поэтому они, с помощью английских инженеров доработали бронемашины. Всего таких бронеавтомобилей было 12. Столько же в эстонской армии было импровизированных бронеавтомобилей, построенных ещё в 1918-1920 годах. Боевой ценности они не представляли.

Под советским флагом

После включения Латвии, Литвы и Эстонии в состав СССР, на базе национальных армий было сформировано три стрелковых корпуса: 22-й (эстонский), 24-й (латвийский) и 29-й (литовский). В составе каждого корпуса имелось по авиационной эскадрилье, куда вошли наиболее боеспособные самолеты национальных армий. Что касается бронетехники, то большинство исправных танков вошло в состав 12-го механизированного корпуса, кроме 8 литовских «Виккерсов», оставшихся в составе разведывательных рот 29-го корпуса. Бронеавтомобили оставили в стрелковых корпусах для ведения разведки.

К 22 июня 1941 года, по данным Е. Дрига, приведенным в его книге «Механизированные корпуса в бою», в 12-м механизированном корпусе имелось: 41 «Виккерс 4-тонный», 6 «Фиат 3000», 6 «Рено FT-17» и 4 танкетки TKS. Однако, по тревоге из парков вышло только 14 «Виккерсов», остальные были брошены по причине плохого технического состояния. Последнее упоминание о прибалтийских «Виккерсах» встречается 21-го июля в сводке о машинах, находящихся на ремонтных базах Северо-Западного фронта.

Судьбу прибалтийской авиации после начала войны описал Михаил Быков в статье «Цвета военного неба: прибалтийское наследство».

29-я отдельная корпусная авиационная эскадрилья (литовская) прекратила свое существование на второй день войны. Один самолет потерпел катастрофу, два уничтожили немцы на аэродроме, два сбили свои же (советские) зенитчики, один перелетел к немцам.

22-я отдельная корпусная авиационная эскадрилья (эстонская) в боях участия не принимала, а когда получила приказ на передислокацию в тыл, большая часть личного состав дезертировала.

24-я отдельная корпусная авиационная эскадрилья (латышская) в начале войны выполнила несколько боевых вылетов, потеряв один самолёт. Когда пришел приказ на перебазирование, часть персонала дезертировала, однако большая часть сохранила верность присяге. Из восьми оставшихся самолетов три потерпели катастрофу, но пять добрались до Ржева. В будущем они стали ядром сформированной 20-го января 1943 года 24-й отдельной латышской авиационной эскадрильи.