«Бело-золотое или сине-черное»: что не так со знаменитой фотографией платья

Все началось с того, что в феврале 2015 года в социальной сети «Tumblr» шотландская музыкантша по имени Кейтлин Макнил опубликовала фотографию платья с подписью: «Ребята, помогите мне, это платье бело-золотое или сине-черное? Я и мои друзья не можем прийти к согласию, и мы сходим с ума». Фотографию платья она впервые увидела, когда шла подготовка к свадьбе, на которой должна была играть группа Кейтлин. И самый первый спор возник между невестой и ее матерью. Затем в дискуссию включились знакомые невесты и Кейтлин. А после Кейтлин опубликовала фотографию в своем микроблоге. И интернет раскололся на две части. Одни видели белое платье с золотыми (желтыми) полосами, другие – синее (голубое) с черными полосами.

Какого цвета платье на самом деле

Ставшее знаменитым полосатое платье, разработанное дизайнерами кампании «Roman Originals», на самом деле сине-черное. Кейтлин, увидев его на матери невесты, лично убедилась в этом. Тех же, кто на свадьбе не был, производители платья известили, опубликовав сообщение: сине-черное оно, и точка. Вещь моментально стала хитом продаж, но не об этом сейчас речь. Глядя на фотографию, люди, даже зная о настоящем цвете изделия, продолжают спорить. Поскольку почти половина продолжает видеть золотые полосы на белом фоне.

При этом дискуссия обрела немалый накал. Люди совершенно не понимали, как можно не увидеть очевидного?! Одним было совершенно ясно, что платье – белое с золотым, друге столь же четко видели синее с черным. Нашлись, впрочем, и такие, кто заметил, что платье постепенно меняет цвет при пристальном рассматривании фотографии.

Комментарии по поводу злосчастного платья в различных соцсетях хорошо иллюстрируют накал страстей: «Те, кому мерещится черный – психи!»; «Мы поскандалили с женой из-за этого платья, она видит (о мой Бог!) белое с бронзой!»; «Специально обошел весь подъезд, все соседи видят синее с черным. Я что, схожу с ума?!»; «Мы с женой с утра видели его белым с золотом, потом я посидел за монитором и оно стало синим с черным. Я даже подумал, что подменили фотку. А жена продолжает видеть белое с золотом»; «Я пробовал менять яркость экрана, контрастность, даже другой монитор подключил, медитировал, убеждал, кричал, но белый из синего ну никак не выходит!».

Что сказали ученые

После того, как фотография платья разошлась по социальным сетям, обросла хештегами, положила начало новому интернет-мему, и набрала, в итоге, более 37 миллионов просмотров, феноменом заинтересовались ученые.

Бевил Конуэй и Джей Нэйтц предположили, что в этом случае речь идет об оптической ловушке, вызванной хроматической адаптацией или цветопостоянством. Цветопостоянство – это особенность восприятия цвета, которая заключается в том, что мы видим цвет одинаковым при любом освещении. Например, зеленый лист днем, при белом освещении, и вечером, при красном закате, выглядит по-разному. Но наш глаз (точнее, мозг) видит лист зеленым и днем, и вечером. Эта особенность восприятия выработалась в процессе эволюции для того, чтобы мы могли лучше ориентироваться в пространстве, не открывая для себя каждый раз при новом освещении мир заново.

На этой особенности восприятия цвета построено множество оптических иллюзий, одна из самых известных – картинка с ягодами клубники, погруженными в тень. Большинство видят, что клубника красная, хотя автор утверждает, что не использовал красных оттенков при создании этой иллюзии. Просто мы знаем, что клубника – красная, и видим ее именно такой.

А с платьем, по мысли авторов этой гипотезы, вышло вот что: из-за того, что ярко освещен задний план снимка, люди не могут определиться, какое именно это освещение – дневное или искусственное. И мозг реагирует на это по-разному. Одни воспринимают голубой цвет, как неосвещенную сторону, и подсознательно игнорируют голубой цвет, «видя» при этом белый. С черным та же история: качество снимка неважное, и от этого некоторые фрагменты черных полос «бликуют» золотом, поэтому наблюдатель воспринимает черный, как золотой. У тех же, кто видит черный цвет, в мозгу происходит обратное – они игнорируют золото, и видят только черный.

Другие специалисты вообще не стали вдаваться в эти дебри, объявив разницу в восприятии цветов родственной «эффекту нового платья короля» из сказки Андерсена. То есть, некоторые люди видят то, что желают видеть. В частности, мы привыкли считать, что свадебное платье должно быть белым, вот и видим белое.

Были и исследования, авторы которых считали, что все дело в случайном, но безошибочно подобранном сочетании цветов, которое и дает столь неожиданный оптический эффект.

Нейробиологи поставили точку в споре

Эти и другие гипотезы никак не объясняли, почему, во-первых, люди так четко разделились на два почти одинаковых лагеря, и, во-вторых, почему белый с золотом увидели даже те, кто понятия не имел о том, что платье приобреталось к свадьбе.

Нейробиолог из Нью-Йоркского университета Паскаль Уоллиш спустя два года опубликовал результаты своего исследования по поводу «феномена полосатого платья».

Он опросил (по интернету, разумеется) более 13 тысяч человек о цвете платья. При этом он просил ответить и на другие вопросы: о возрасте и поле интервьюируемого, о его дневном цикле (исследователя интересовало, когда испытуемый наиболее продуктивно работает – утром или вечером), а также о том, как именно видит интервьюируемый освещение на снимке – в тени платье или на свету?

Все опрошенные предсказуемо разделились на две большие группы: одни видели платье сине-черным, другие – бело-золотым. Нашлись при этом, и такие, кто видел платье то в одной цветовой гамме, то в другой.

Пол и возраст испытуемых никакого значения не имел. А вот дневной цикл оказался очень важным фактором. Как известно, люди делятся на «жаворонков» — тех, кто привык вставать и ложиться рано, и при этом наиболее продуктивен в светлые часы, и на «сов», которые хорошо себя чувствуют, вставая и ложась поздно, и у которых наиболее продуктивным временем является вечер и ночь. Так вот, «жаворонки» в подавляющем большинстве видели бело-золотое платье, а «совы» — сине-черное.

«Совы» считали, что платье освещено искусственно, по мысли Уоллиша, это происходило потому, что эти люди больше времени проводят при искусственном освещении. Искусственное освещение, как правило, желтоватое. Мозг «сов», привыкших к такому цвету, «вычитает» желтые оттенки, и поэтому «совы» видят черно-синее платье.

«Жаворонки» же, напротив, в большинстве своем считали, что освещение дневное. Такой свет дает синеватые тени. По этой причине мозг «жаворонка» корректирует цвет в пользу желтого и белого.

Впрочем, человек, видящий черно-синее платье не обязательно «сова». Просто он может в силу разных причин проводить много времени при искусственном освещении.

Отдельной, очень интересной задачей Уоллиш считает исследование тех, кто видит платье то черно-синим, то бело-золотым. Помочь понять, как именно дневной ритм и освещенность влияют на наше цветовосприятие мог бы эксперимент, проведенный в лабораторных условиях. Но этому мешает следующее обстоятельство: сегодня практически невозможно найти человека, который не видел бы фотографию знаменитого платья и не решил бы уже для себя, какого оно цвета.