08/12/21
ФОТО: Leon Neal/РА

Биологическое оружие будущего: почему Билл Гейтс считает им оспу

Пандемия коронавируса показала, насколько человечество может быть не готово к угрозам, и уже сейчас людям стоит готовиться к ещё более серьёзным опасностям. Какие риски существуют и насколько они реальны?

Новая угроза

В январском интервью немецкому изданию Süddeutsche Zeitung основатель Microsoft Билл Гейтс заявил, что к вероятности новой пандемии необходимо относиться столь же серьёзно, как и к возможности очередной мировой войны. Пока, по его словам, население Земли не готово к таким вызовам, что наглядно продемонстрировал COVID-19.

«Мы не подготовлены к следующей пандемии.<...> Эта пандемия ужасна, но следующая может быть в десятки раз хуже», — полагает миллиардер.
Алармизм известного филантропа в целом не ситуативен. В своём блоге он активно продвигает идею того, что угрозу новой пандемии нужно воспринимать как угрозу глобального бедствия. Однако в недавнем интервью британской общественной организации Policy Exchange Билл Гейтс пошёл дальше, заявив, что не менее серьёзна опасность террористических атак с применением биологического оружия.

«А что если биотеррористы принесут оспу в 10 аэропортов? Нам известно, как на это может ответить мир? Есть естественно возникающие эпидемии и эпидемии, вызванные биотерроризмом. Последние могут быть даже хуже той, что мы переживаем сейчас», — сказал он.

По его словам, людям предстоит потратить состояние и только спустя годы они смогут почувствовать себя в безопасности.

«Я надеюсь, что через пять лет я смогу написать книгу под названием «Мы готовы к следующей пандемии», но для этого нужно потратить миллиарды долларов на исследования и разработки», — констатировал Гейтс.

Смертельный вирус

Неспроста Гейтс выбрал для своего примера именно оспу. Даже будучи первым из двух инфекционных заболеваний (второе – чума крупного рогатого скота), побеждённых при помощи вакцинации, натуральная оспа остаётся одним из самых смертельных вирусов, существовавших на Земле.

Первая вспышка оспы была зафиксирована в 1520 году. За несколько веков вирус убил миллионы человек: на пике заболеваемости погибали трое из десяти заражённых пациентов. Причём, даже изобретение вакцины не сразу помогло побороть напасть. Лишь в 1980 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила об окончательном вымирании возбудителя. Но до этого момента он унёс порядка 350 миллионов жизней.

Сегодня образцы вируса натуральной оспы остались только в двух лабораториях в мире: российском «Векторе» и американском Центре по контролю и профилактике заболеваний (CDC). Считается, что они являются одними из самых защищённых, и тем не менее есть немало тех, кто боится утечек и возникновения новых вспышек. К тому же в последние годы уже несколько раз сообщалось о «потерявшихся» образцах возбудителя, что лишь подтверждает их опасения.

Так, в июле 2014 года на складе в кампусе института здравоохранения в Мэриленде обнаружили шесть пробирок с вирусом, который, как оказалось, сохранял жизнеспособность. А в ноябре 2021 года в лаборатории компании Merck во время очистки морозильной камеры нашли 15 пробирок с этикетками «натуральная оспа» и «вакцина». Сейчас ФБР совместно с CDC пытаются разобраться, откуда взялись ёмкости и что внутри них. И хотя там может оказаться что-то иное, тем не менее появились дополнительные вопросы к предпринятым мерам безопасности.

Вместе с тем, на протяжении 2010-х врачи несколько раз сообщали о случаях натуральной оспы в разных районах Африки, а в США вполне официально ведут работу над прививкой – для страховки на случай применения вируса в качестве биологического оружия. Более того, в американской армии всерьез обсуждали необходимость вакцинации – что может ещё ярче свидетельствовать об угрозе?

Масштаб последствий, к которым может привести вольное или невольное распространение оспы, оценить непросто – как минимум ввиду того, что у людей в целом сформирован коллективный иммунитет. С другой стороны, выросшая плотность населения и неготовность к новым вспышкам пока что кажутся фатальными.