Для чукчей XVIII-XIX веков, обитавших в суровых условиях Крайнего Севера, военные столкновения были неотъемлемой частью жизни. Неудивительно, что они обладали репутацией бесстрашных и свирепых бойцов, с которыми считались даже русские казаки. Впрочем, все не ограничивалось только физическими навыками. Перед битвой северяне использовали особую методику, которую сегодня можно назвать архаичной «психофизической мобилизацией».
Боевая организация и тактика
Интересно, что чукчи научились достаточно быстро организовывать войско: по тундре распространялась весть, и в стойбище организатора похода стекались родственники и соседи. Ядро составляли опытные воины во главе со старейшиной, а молодежь, жаждавшая славы, образовывала фланги. Стандартной тактикой было фронтальное давление сильнейших с последующим охватом и окружением противника. Но чтобы сражаться «исступленно, до изнеможения», как писали современники, требовалась особая внутренняя подготовка.
Элементы психологической мобилизации
Европейские исследователи, например, немецкий медик Иоганн Готлиб Георги, отмечали, что чукчи использовали галлюциногенные грибы (вероятно, мухоморы). Их ели кусочками или употребляли вторично — выпивая мочу человека или оленя, который съел грибы. Этот способ еще более усиливал первоначальный эффект, так как мухоморы содержат несколько видов алкалоидов, часть из которых выделяется только после «первичной переработки организмом». Состояние измененного сознания подавляло чувство страха и боли, приводя воина в боевой экстаз. Правда, почти полностью лишало его инстинкта самосохранения, что нередко вело к гибели. Позже, по свидетельствам современников, вместо грибов северные народы стали использовать привозной алкоголь.
Шаман был обязательным участником похода, выполняя роль духовного лидера и тактического помощника. Считалось, что он мог «наводить» туман для скрытного приближения или бурю, чтобы сорвать преследование в случае поражения. Дополнительно каждый воин получал от шамана защитные амулеты, которые, как считалось, увеличивали силу, выносливость и боевые умения. Также перед боем шаман обычно произносил заклинания, детально описывая ход будущей битвы. Воины, хором повторяя их, психологически «проживали» схватку, снижая градус неизвестности и страха.
В ритме танца
Особое значение имел ритуальный танец. Воины собирались на возвышенности, пели песни о подвигах предков и под монотонный бой бубна поочередно входили в состояние транса. Ритмичные, отточенные движения и звук бубна снижали волнение, сплачивали отряд и «программировали» психику на бесстрашие. Иногда танцевал только предводитель, а остальные подстраивались под его ритм, создавая фоновое голосовое сопровождение.
Договор с духами
Перед битвой, а также, вступая на вражескую территорию, чукчи приносили жертвы, чтобы умилостивить злых духов «келэ». Обычно для этого убивали самых ценных животных — оленей или собак, поливая их кровью землю. Этот обряд мог определять даже момент начала боя: стороны приносили жертву, и та, чье животное падало головой к врагу, атаковала первой. В исключительных случаях в жертву могли принести пленника.
Визуальные маркеры
Чтобы устрашить противника, перед боем чукчи чернили лица графитом или раскрашивали охрой. Кроме того, это еще и маскировало мимику, скрывая гримасу страха, чтобы не проявлять слабость в глазах врага. А после победы воины наносили на лица кровь поверженных врагов, а на тело — татуировки (точки или схематические фигурки) по числу убитых. Отрубленные головы или части тел противника нередко становились амулетами-трофеями, которые хранили в семейной яранге и передавали по наследству. Завершался ритуал обрядом «кормления» оружия кровью и победной пляской, восхваляющей племя и его воинов.
Как считают ученые, ритуальная подготовка чукчей была не просто набором суеверий. Это целостная, проверенная поколениями система ментального тренинга, которая химическими, ритмическими, вербальными и визуальными средствами превращала человека в максимально эффективного и бесстрашного бойца на время сражения.

