21/05/22

«Большой сибирский взрыв»: тайна катастрофы на газопроводе в 1982 году

Аналогия данного события с известной теорией «кот Шредингера» состоит в том, что и мысленный эксперимент австрийского физика-теоретика Эрвина Шредингера о неполноте квантовой механики, и взрыв сибирского газопровода многие специалисты называют практически неподтверждаемыми явлениями.

Однако по поводу взрыва на советском газопроводе Уренгой – Сургут – Челябинск существуют диаметрально противоположные версии.

На Западе убеждены: взрыв был

Согласно данным американского журналиста-расследователя Питера Швайтцера, которые он изложил в своей книге «Победа: Секретная стратегия администрации Рейгана, ускорившая распад Советского Союза», а также материалам военного эксперта Томаса Рида (их неоднократно цитировали такие издания как «Вашингтон пост» и «Нью-Йорк таймс»), американские спецслужбы, используя информацию полковника КГБ — предателя Владимира Ветрова (так называемое «досье Farewell»), намеренно начинили «троянскими» вирусами компьютерные программы, используемые в работе советских газопроводов. Согласно гипотезе американских экспертов, данное программное обеспечение ЦРУ «позволило» шпионам КГБ украсть на Западе.

Томас Рид и Питер Швайтцер утверждают, что канадская компьютерная программа, управлявшая системой перекачки газа на газопроводе Уренгой – Сургут – Челябинск, по предварительным итогам тестирования в 1982 году была принята к эксплуатации, но на одном из этапов проверки внедренный в нее «троян» вывел из строя оборудование, в итоге газопровод разорвало и произошел взрыв, повлекший «значительный экономический ущерб для СССР».

Ни отечественные, ни западные спецслужбы факт данного события никогда не подтверждали, все источники, сообщающие о «взрыве на сибирском газопроводе» так или иначе ссылаются на версию Томаса Рида и Питера Швайтцера. А то, что в СССР замалчивали эту трагедию, сторонники версии о взрыве объясняют принципиальным нежеланием властей оглашать детали техногенных катастроф (приводятся примеры такой «официальной тишины» после взрывов на комбинате «Маяк» (1957 год), на космодроме «Байконур» (1960 год), промедление с комментированием Чернобыльской аварии (1986 год).

Почему его быть не могло

Противники гипотезы «большого сибирского взрыва» (Томас Рид полагает, что его мощность была 3 килотонны) приводят комментарий, данный по этому поводу экспертом-взрывотехником, доктором технических наук, профессором Владимиром Захматовым.

Захматов, возражая Томасу Риду, напоминает: в СССР вообще не существовало компьютеризации управления газопроводами, в данном случае использовался минимально автоматизированный ручной режим. А программное обеспечение в данном секторе начали использовать уже после распада Советского Союза. Этот фактор Захматов, эксперт в области техногенных катастроф на газопроводах (а он не отрицает, что таковые в СССР в принципе случались), называет основополагающим для опровержения гипотетической версии западных экспертов.

Далее Захматов, оспаривая данные Томаса Рида и Питера Швайтцера, говорит, что, если бы отечественные спецслужбы и «позаимствовали» передовые западные технологии, то это сделал бы не КГБ, а ГРУ. Вдобавок, в данном случае никогда не шла речь о слепом копировании – добытые разработки непременно модернизировали и усовершенствовали, чтобы сделать что-либо свое, более функциональное и эффективное.

«Фактуру» западных экспертов профессор Захматов называет дилетантской: к примеру, приведенная Ридом мощность объемного взрыва нереальна – для того, чтобы это в действительности произошло, необходимы определенные условия, которых на газопроводе Уренгой – Сургут – Челябинск не было и быть не могло.

В 2004 году отставной генерал КГБ Василий Пчелинцев, в 1982 году служивший в УКГБ Тюменской области, подтвердил в интервью журналистам газеты «Труд», что россказни западных экспертов по поводу взрыва газопровода, якобы инициированного ЦРУ, – «полная чепуха». В том же году, отметил Пчелинцев, неподалеку от Тобольска действительно взорвались две нитки газопровода Уренгой – Челябинск, но эта техногенная авария произошла не из-за диверсии, а вследствие нарушения технологии монтажа труб на 700-метровом участке. В итоге одна из них дала трещину, мощная струя газа пробила параллельную трубу. Взрыв был виден пилотам самолетов, пролетавшим над этой южно-уральской местностью. Возможно, полагает Пчелинцев, вспышку засекли и западные спутники-шпионы, что и послужило поводом для вброса подобной «утки» во времена «железного занавеса» между США и СССР.