01/05/20

Бронепоезд Ким Чен Ына: чем он отличался от бронепоезда Троцкого

Год назад, в апреле 2019 года, в российском Владивостоке побывал бронепоезд лидера Северной Кореи Ким Чен Ына. Уникальное транспортное средство вождь унаследовал от своего отца Ким Чен Ира, который ещё в 2001 году совершил на нём путешествие через всю Россию до Санкт-Петербурга. Традиция лидеров КНДР использовать для поездок на дальние расстояния это транспортное средство, возможно, восходит к обычаю, заведенному большевистским наркомом Львом Троцким, который во время Гражданской войны два с половиной года колесил на бронепоезде по железным дорогам России.

Почему бронепоезд?

В России бронепоезда начали строить во время Первой мировой войны. В 1918-м году Лев Троцкий, бывший тогда народным комиссаром по военным и морским делам, попросил сформировать для него штабной бронепоезд, чтобы инспектировать войска.

Выбор данного транспортного средства объяснялся географическими реалиями. В руках большевиков находилась вся центральная Россия вместе с важнейшим транспортным узлом – Москвой. Отсюда можно было проехать к любому фронту на юге, востоке или севере. Стоит отметить, что по состоянию на 1913 год общая протяжённость дорог царской России составляла 68,3 тысячи вёрст (72,8 тысячи км). Троцкий имел все основания беспокоиться о своей безопасности. Белые неоднократно обстреливали бронепоезд, а под Свияжском ему даже пришлось участвовать в реальном бою.

Вожди Северной Кореи выбрали путешествия на бронепоезде по сходным причинам: они не доверяют самолётам и опасаются за свою жизнь. В сегодняшнем мире это, конечно, анахронизм, однако руководители КНДР посещают зарубежные страны гораздо реже, чем другие мировые лидеры.

Первый личный бронепоезд основателю КНДР Ким Ир Сену подарил советский вождь Иосиф Сталин, в своё время бывавший и в бронепоезде Троцкого. Затем поезд достался сыну вождя, Ким Чен Иру, а от него – внуку, Ким Чен Ыну. Хотя основа осталась первоначальной, поезд северокорейских вождей неоднократно модернизировался (по слухам, в Японии).

Сравнение

Разумеется, за сто лет технические параметры бронепоездов существенно изменились. Однако это по-прежнему малоскоростный вид транспорта – бронепоезд Ким Чен Ына разгоняется лишь до 60 км/ч. Если подвижной состав поезда Троцкого приводился в движение паровозом, то поезд Кима тянет за собой электровоз. На случай обрыва проводов в нём имеется специальный вагон-электростанция. Общее количество вагонов осталось сходным – около 20.

В бронепоезде Троцкого были установлены пулемёты на крышах и площадках вагонов. В транспортном средстве Кима этого нет. Но без охраны он, конечно, обойтись не может. Если у Троцкого имелась «кожаная сотня», то Кима сопровождает отряд профессиональных снайперов.

Серьёзно улучшилось качество брони – нынешний бронепоезд не «возьмет» даже выстрел из РПГ. Кроме того, северные корейцы используют материалы, не позволяющие отслеживать местонахождение поезда спутниками-шпионами. Наконец, в транспортном средстве вождя КНДР предусмотрена возможность ядерного удара. В подобном случае бронепоезд герметизируется, превращаясь в замкнутую систему жизнеобеспечения. Ни о чём подобном Лев Давидович, конечно, и мечтать не мог.

В бронепоезде Троцкого важное место занимали средства связи – телеграфная станция, типография, радиоузел. В двух купе размещались семь телефонисток и одна стенографистка. Троцкого сопровождали фотограф и кинооператор, в дороге он пользовался библиотекой. Для выездов нарком имел в поезде автомобильный гараж и авиаотряд.с двумя самолётами.

Бронепоезд северокорейского вождя выполняет те же функции.

«Поезд Ким Чен Ира включал его апартаменты, вагон для переговоров, вагон-ресторан, вагон для автомобилей, в котором стояли два бронированных «Мерседеса». Отдельные вагоны занимали сопровождавшие главу КНДР специалисты», – описывал его внутреннюю «начинку» генерал Константин Пуликовский в книге «Восточный экспресс. По России с Ким Чен Иром».

В 2001 году в поезде было два больших плоских экранах, на одном из которых Ким Чен Ир смотрел фильмы, а другой использовался как карта для отслеживания передвижения поезда. Кроме того, с компьютеров на него транслировалась информация о тех территориях, по которым проезжал вождь.Сегодня технологии шагнули ещё дальше, и у Ким Чен Ына есть спутниковый доступ в интернет и другие современные возможности.

«Коммунистическая» роскошь

Лев Троцкий любил комфорт не меньше представителей династии Кимов. В центральных вагонах председатель Реввоенсовета устроил личный офис и даже своеобразный «светский салон». Автор книги «Сталин против Троцкого», Алексей Щербаков, так описывает внутреннюю обстановку пульмановского вагона-салона:

«В нём располагалось большое «генеральское» купе размером в два обычных с персональным туалетом, двухместное и четырёхместное купе для сотрудников и кухня. Самой главной особенностью был собственно салон, зал для заседаний, расположенный в конце вагона. <…> Отделаны салоны-вагоны были в самом деле богато – царские власти для своего начальства денег не жалели. Другое дело – Троцкий мог всю эту роскошь убрать. Но не убрал».

Спецпоезд Троцкого посещали многие известные люди: красные командиры, «самая красивая революционерка» писательница Лариса Рейснер, поэт Демьян Бедный и другие. Особое удивление современников вызывал вагон-сейф для «красных подарков», в котором Троцкий держал экспроприированные ценности – золотые часы, перстни, сигары и другие предметы роскоши.

Впрочем, таких изысканных развлечений в бронепоезде, как нынешние вожди, лидер большевиков себе не позволял. Согласно недавнему сообщению газеты The Sun, глава КНДР устраивает на кожаных диванах пьянки в компании проводниц из так называемой «бригады удовольствий», существующей с 2015 года. Специально отобранные кореянки-девственницы преподносят Ким Чен Ыну вполне «буржуазные» продукты – швейцарский сыр, дорогой коньяк и шампанское.