Великая Отечественная война стала столкновением не только армий, государств и идеологий, но и в определенной степени конфликтом двух культур и этических систем. Некоторые вещи, которые демонстрировали в повседневном быту немецкие солдаты, были не совсем понятны и приемлемы для советских бойцов.
Грязь и антисанитария
Порой немцы удивляли красноармейцев удивительным пренебрежением к чистоте и поддержанию санитарных условий. Как вспомнил боец 1025-й минометной роты Иван Мельников, когда наши солдаты захватывали блиндажи Вермахта, то часто обнаруживали там огромное количество паразитов. Стоит только туда залезть, вспоминал красноармеец, как тут же чувствуешь «этих тварей».
Распространению вшивости среди немцев способствовало и то, что иногда они пользовались чужими постельными принадлежностями. Порой солдаты Вермахта и вовсе тащили одеяла, подушки и матрасы у местных жителей.
Распространялась антисанитария еще и потому, что первые месяцы войны на Восточном фронте у Вермахта не было нормальных условий для мытья и стирки. По словам лейтенанта Эверта Готтфрида, именно у красноармейцев его подразделение научилось привычке периодически как следует мыться и стираться, а также бороться с паразитами.
«На месте не сидится»
Советские военнослужащие, охранявшие пленных немцев, удивлялись, что те всегда старались себя чем-нибудь занять. Видимо, присущее этому народу трудолюбие проявляло себя даже в столь тяжелый период жизни.
Бывшие военнослужащие германской армии находили в себе силы и желание организовывать театральные кружки, литературные клубы и даже хоры, многие занимались изготовлением шкатулок, портсигаров, шахмат и игрушек.
Во многом такая инициативность немцев была на руку советской пропаганде, которая транслировала на Вермахт рассказы о хорошей жизни сдавшихся в плен.
Воровство у ближнего
В армии воровство друг у друга и «крысятничество» являются одними из самых страшных проступков. Немцы же, при всей своей дисциплинированности, умудрялись тащить у своих сослуживцев продукты питания и предметы гигиены.
Полковник Луитпольд Штейдле был глубоко шокирован, когда однажды застал солдат своего подразделения, разворовывающих посылки сослуживцев. Впрочем, это был ноябрь 1942 года. И это был Сталинград. Несмотря на то, что офицер сильно избил одного из воришек, остановить повальное разложение дисциплины и всяких моральных норм среди своих подчиненных он уже не смог.
Не надо стесняться
Советские бойцы порой находили оставленные немецкими военнослужащими их личные вещи и документы. Иногда там попадались фотоснимки весьма непристойного содержания. По каким-то причинам военнослужащие германской армии очень любили фотографироваться голышом. Где-то они демонстрировали свой зад, где-то – «перед». Обычно это происходило во время гигиенических процедур, к примеру, мытья в реке.
Причем фотографироваться на камеру немецкие солдаты совершенно не стеснялись, наоборот, улыбались и всем своим видом демонстрировали свою раскованность. Подобное поведение было непонятным для красноармейцев.
Грубость и невежество
По состоянию на январь 1942 года в СССР было чуть более девяти тысяч военнопленных-немцев. Первый раз массово попали в плен германские военнослужащие после поражения под Сталинградом – почти 90 тысяч человек. Многие из них были направлены в госпитали.
Вели себя там немцы не совсем пристойно. Советские бойцы, лечившиеся вместе с «гансами», отмечали их грубость, вульгарность, распущенность и в какой-то степени надменность.
Казнь на гильотине
Еще одна крайне сомнительная «традиция» в германской армии на Восточном фронте – казнь на гильотине, то есть путем отсечения головы. В Европе этот варварский метод умерщвления уже давно не применялся, однако в Вермахте была, говоря современным языком, «своя атмосфера».
Как вспоминал артиллерист 253-й дивизии Вермахта Макс Ландовски, в 1943-44 годах таким способом было казнено большинство провинившихся. Конечно, военнослужащих приговаривали к смертной казни и в Красной армии, но путем расстрела. А идея умерщвлять кого-то гильотиной не укладывалась в голове даже у сотрудников НКВД.
Дела интимные
Важной частью быта немецких военнослужащих на советской территории были бордели. Девицы легкого поведения получали в них содержание, медицинское обслуживание и определенные льготы.
Примечательно, что существенную часть посылок на фронт для военнослужащих германской армии составляли контрацептивы. Кроме того, презервативы можно было приобрести в буфетах.
Больше всего злачных мест было открыто в период оккупации на Украине. По свидетельству ефрейтора 111-й пехотной дивизии Гельмута Клауссмана, украинки в целом более активно заводили романы с немцами и вступали с ними в так называемую сексуальную коллаборацию.